Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото

55 способов общения

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Учимся говорить.

55 способов

общения с неговорящим ребенком.

Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни другой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него самого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оценить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежеланием говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с врачом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах воспитания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.

В этой книге мы предприняли попытку обобщить опыт логопедической службы психоневрологического санатория №65 по психологической поддержке и обучению родителей, имеющих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.

В санатории ребенок получает медикаментозное лечение, квалифицированную логопедическую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж. Непосредственное участие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мы разработали систему домашних занятий, благодаря которой у родителей формируется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрываются пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.

Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом - дефектологом или самостоятельно. Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и научить его разговаривать.

Необходимый иллюстративный материал собран в "Приложении к занятиям". Вырезав и наклеив на картон иллюстрации, можно использовать их в нескольких занятиях по одной теме. Разработанный нами "Альбом звукоподражаний и слов" также состоит из предметных, сюжетных картинок, игровых заданий разной степени сложности и сводной таблицы звуков, звукоподражаний и слов. Ее использование поможет родителям увеличить активный словарь ребенка на каждый вызываемый звук.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей. Поэтому необходимым условием работы по этой книге является участие в ней логопеда - дефектолога. Его задача - помочь родителям в выборе нужных игровых приемов и инструкций, понятных ребенку, обучить их приемам артикуляционной гимнастики и массажа, не включенным в книгу, познакомить с правилами поведения в игровой ситуации.

Каждое занятие для вас, дорогие родители, будет уроком постижения огромного, мира вашего малыша. От урока к уроку Вы научитесь лучше понимать ребенка и это, в свою очередь, сделает ваше общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его, хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращайтесь к тем играм, которые сложны для ребенка, добивайтесь, чтобы он играл в них с удовольствием. Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если Вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры, остановитесь, отвлеките его, а позже снова поставьте перед ним ту же задачу.

Мы надеемся, Вас не разочарует видимая простота упражнений. Их выполнение является огромным трудом для ребенка. И если он чему-то научился, сумейте и Вы оценить его усилия, его готовность и желание трудиться. Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Авторы книги — старший логопед Дедюхина Галина Викторовна и логопед Кириллова Елена Владимировна приглашают всех заинтересовавшихся этой публикацией к творческому диалогу. Ваши замечания, дополнения, предложения по материалам книги существенно помогут в последующих разработках, посвященных теме сотрудничества логопедов-дефектологов и родителей при различных формах детской речевой патологии.

Почтовый адрес: 109457, Москва, ул. Зеленодольская, дом 15/4. Детский психоневрологический санаторий №65. Р.Т.- 175-14-73

Д.Т. - 172-82-80 - Дедюхина Галина Викторовна

Д.Т. - 158-50-44 - Кириллова Елена Владимировна

Занятие № 1

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки - ладушки, Где были? У бабушки! Ладушки - ладошечки, Звонкие хлопошечки. Хлоп - хлоп!

Задание 2.

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.

Задание 3.

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента (из "чудесного" мешочка, коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрослый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: "В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: "У-у-у!" Поздоровайся с мишкой (взрослый побуждает ребенка к произвольному или сопряженному (СНОСКА: Сопряженная речь — одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым, отраженная речь — речь, повторенная за взрослым, произвольная речь — самостоятельное речевое высказывание) произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру "Кто позвал" (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок ("у-у-у!"); игрушки располагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди "зовут" малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его "позвала").

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком ("у-у-у!") и паровозиком ("у-у-у!").

Занятие № 2

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу у развивать ощущения собственных движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст:

Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)

На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)

Задание 2.

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша,

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Задание 3.

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху.

Игра "Султанчики" (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав ее к карандашу).

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Занятие № 3

Задание 1.

Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей.

Взрослый хлопает ладошкой ребенка, сопровождая действия словами: "Хлоп - хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и т.п.

Задание 2.

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Игра "Шарик": взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задание 3.

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

1. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например, справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: "Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?"), прослеживание движения игрушки в заданном направлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).

2. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным заданием):

находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из-под подушки и т.п.);

находить игрушки в пространстве комнаты с помощью "подзорной трубы", охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).

Занятие № 4

Задание 1.

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий руками.

Цель: формировать произвольный выдох.

Игра "Перышко": ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания "а-а-а", развивать слуховое внимание.

Игра "В гости пришла кукла".

С помощью сюрпризного момента предъявляется знакомая кукла. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием "а-а-а". Взрослый показывает игровые действия, сопровождая их словами: "Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать", и побуждает малыша сделать то же самое.

Занятие № 5

Задание 1.

Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровождаются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркалу)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам - топ-топ,

На бугорочки - скок-скок,

В ямку - бух!

Задание 2.

Цель: формировать произвольный выдох.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания "а-аа", развивать слуховое внимание.

Игра "Айболит": взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

У зайки болят зубы. Зайка плачет: "А-а-а!"

Как плачет Зайка?

У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: "А-а-а!" и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание "а - а - а!"

Занятие № 6

Задание 1.

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоциональный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами: Сорока - сорока Кашку варила, Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибаются мизинец),

Этому дала(безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой пальцы).

Задание 2.

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику).

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Варианты:

· использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

· увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

Задание 3.

Игра "У нас в гостях" ("Зоопарк"): Из-за ширмы последовательно появляются игрушки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они "здороваются" с малышом ("а - а - а", "у у - у") и прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

Угадай, кто поздоровался? Покажи.

Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).

Усложнение:

· "Чудесный мешочек".

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания. Вопросы и инструкции:

Покажи, кто позвал?

Кто поздоровался так: "А - а - а"?

· "Кто ушел?"

На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроизводит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (например, крокодил).

Вопрос: "Кто ушел?" (побуждать к произнесению звукоподражания). Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и прослеживает взглядом ее движение над ширмой.

Занятие № 7

Задание 1.

Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот мальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Вовочка.

Задание 2.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую активность, используя двигательные возможности.

Игра "Удочка". На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удочки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает "поймать на удочку" мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (можно использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать малыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет "поймана", ребенок называет ее, используя звукоподражание.

Занятие № 8

Задание 1.

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Взрослый произносит слова:

Поехали - поехали,

Поехали - поехали,

С орехами, с орехами,

К зайчику за мячиком,

За мячиком твоим,

Круглым и большим,

Вот каким! (показ руками)

К дедушке за репкой,

Желтой, большой,

Вот какой!

(Взрослый разводит руки ребенка в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

Задание 2.

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Игра "Бабочка, лети". Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка "летает". Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над Вовочкой порхала.

Вова не боится –

Бабочка садится.

Взрослый "сажает" бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

Задание 3.

Два колокольчика находятся на расстоянии 1—1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуться к звучащему предмету.

Цель: учить ребенка определять направление звука.

Варианты.

· "Где же, где же колокольчик?"

Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными действиями:

- Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку).

- Нет-нет, нет-нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к аналогичным действиям).

- Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки).

- Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к аналогичным действиям рукой).

· Использование погремушек, звуковых коробочек.

Занятие № 9

Задание 1.

Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произвольным эмоциональным восклицаниям "Ой! Ай! Ух! Ох! Ах!"

На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно нагретым в горячей воде пинг-понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (образец дает взрослый).

Задание 2.

Цель: учить ребенка произвольному выдоху.

Игра "Горячий чай". Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: "Наберу много воздуха и подую на чай!"

Задание 3.

Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Игра "Разноцветная коробочка". В коробочке находятся шарики разных цветов. Взрослый вынимает из нее красный шарик и просит ребенка достать из коробочки "такой же". Если малыш совершает неадекватные действия, взрослый сравнивает шарик ребенка со своим и дает установку: "Ты достал не такой шарик", - вынимает шар нужного цвета и говорит: "Достань такой же".

Продолжение следует

Авторы:

Дедюхина Г.В.,

Кириллова Е. В.

http://pedlib.ru/Books/3/0331/index.shtml

 
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот