Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото

ваш ребенок отстает в развитии

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Ваш ребенок отстает в развитии...
(Практические советы родителям)

Процко Т. А., доцент кафедры олигофренопедагогики БГПУ им. Максима Танка.

Есть дети, которые развиваются не так, как большинство их сверстников. Нормально развивающийся ребенок начинает ходить и говорить первые слова к году. После года, и особенно после двух лет, такой ребенок начинает проявлять активный интерес к окружающим его вещам и одновременно называет словами сами предметы, их части, свойства, действия. Этому способствует общение матери с детьми, которое всегда на первых годах жизни ребенка очень активно. В результате, к трем годам нормально развивающийся ребенок имеет сложившиеся основы речи. Он знает много слов, свободно строит из них простые и даже сложные фразы: может рассказывать знакомые стишки, маленькие сказки и рассказы. Он легко общается - разговаривает и играет - со сверстниками; легко вступает в контакт с чужими взрослыми людьми, сохраняя при этом естественную дистанцию. Проявляет неустанный живой интерес ко всему "новому" - к тому, чего он раньше не видел, и "замучивает" родителей вопросами "Что это?", "Какой он?", "Почему?" По этой причине детей после трех лет зовут "почемучками".
Когда же ребенок развивается "не так, как другие", названные возрастные нормы развития нарушаются. Он начинает разговаривать поздно и часто непонятно для окружающих, не проявляет живого интереса к тому, что находится вокруг него. Мало знает об окружающей жизни. Плохо осмысливает и запоминает стихи, сказки, которые читают ему взрослые. Это мешает его общению с другими детьми, совместным играм, рождает чувство незащищенности. Неуверенного в себе ребенка часто обижают сверстники.
Родители такого ребенка нередко ведут себя по отношению к нему неправильно. Они слишком жалеют своего малыша и всячески его опекают, препятствуя проявлению его и без того сниженной самостоятельности. Мешают развитию различных умений - самообслуживания, умений убирать свои вещи, собирать свои игрушки, принимать посильное участие в разных домашних делах, общаться с членами семьи. Тем самым ограничиваются так необходимые ребенку возможности общения и сотрудничества в совместной с другими деятельности; воспитывается постоянная потребность в опеке. Другие родители, наоборот, раздражаются от неудач своего малыша, предъявляют непосильные для него требования. Это обижает ребенка, делает его неуверенным в себе, замкнутым, угнетенным, а часто и раздражительным, агрессивным.
Очень способствует развитию у ребенка отрицательных черт его личности желание родителей заставить его говорить, заставить повторить за ними что-то сказанное, ответить на заданный вопрос. Трудности, которые испытывает ребенок в своей речи, развивают у него так называемый негативизм, чувство противоречия предъявляемым требованиям сказать, повторить, ответить. Постоянное провоцирование такого состояния еще больше тормозит его речевое развитие.
Причины трудностей, которые испытывает ребенок с особенностями в развитии, различны. Чтобы установить причину, нужно обратиться к участковому врачу и к специалисту-дефектологу. Дефектолог даст нужную консультацию, поможет организовать поступление ребенка в специальный детский сад. Родителям не следует этого опасаться. В специальном детском саду с ребенком будут заниматься доступными для него методами. Он не будет замыкаться в себе, будет расти, как, и положено всем детям, подвижным и веселым.
Но даже поместив ребенка в специальное учреждение для детей с трудностями в развитии или посещая занятия с дефектологом в специальном центре, родители все равно должны не только кормить, одевать и досматривать своего ребенка, но и заниматься с ним (что в равной мере относится и к родителям нормально развивающихся детей). Конечно, не так, как это делает учитель в школе или воспитатель в детском саду: не усаживая специально малыша за стол, не обязывая слушать себя и отвечать, не давая ему специальных заданий и не делая строгих замечаний. Родители должны жить, сотрудничать со своим ребенком, как с равным, вместе с ним играть смотреть нужные, понятные и интересные малышу картинки, фильмы; читать ему книжки, рисовать или играть в то, о чем читали, что вместе посмотрели, не идти на поводу желаний или нежеланий ребенка, а заинтересовывать его, используя игрушки, картинки, яркие карандаши и краски.
Родителям необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его окружает. Обращается его внимание на все, что ему доступно: вещи, птицы, звери, растения (маленький - большой, беленький - серенький; грудка -хвостик - лапки...; каркает "кар-кар", чирикает "чик-чирик" и т.д.); дается нравственная оценка (хороший - плохой, добрый - злой, вежливый - грубый, помощник - лентяй...). Следует уделять много внимания занятиям с различными предметами, игрушками, а также подвижным играм.
Неважно, что ребенок не все слова сможет повторить, не на все обратить должное внимание. Доброжелательный, доверительный тон разговора, готовность оказать помощь, неоднократное повторение одного и того же найдут отголосок в душе ребенка, помогут откладываться в его памяти разным впечатлениям, которые рано или поздно обнаружатся в его общении с близкими, со сверстниками, со взрослыми чужими людьми. Все это сделает малыша более общительным, облегчит его игры с детьми и поможет его дальнейшему развитию.
Первоначально возникают вопросы "Когда начать?", "С чего начать?"
Ответ один: "Чем раньше, тем лучше". "С чего начинать?" - "С самого простого и доступного пониманию ребенка".
Трудности чаще всего проявляются к двум годам, когда дети обычно ходят самостоятельно, берут в руки предметы и действуют с ними, начинают говорить и быстро продвигаются в развитии речи.
Особенно заметными трудности становятся к трем годам. К этому времени дети обычно уже хорошо ориентируются в привычной домашней и детсадовской обстановке, во дворе, на знакомой улице. Они умеют выразить свои желания, описать, что изображено на картинке, рассказать хорошо знакомые сказки, стишки. Умеют подпрыгивать, бросать и ловить мяч, складывать свои вещи, охотно общаются с окружающими. Но беспокойство родителей может возникнуть и позже. В любом случае "стартовать" надо с того места, на котором ребенок "стоит".


Прежде всего, нужно организовать совместную с ребенком практическую деятельность с предметами, совместную работу по дому: уборку, приготовление еды, даже стирку (например, кукольной одежды). Конечно, это будет больше видимостью, чем помощь взрослому, потому что малыш может делать очень немногое и не способен долго заниматься одним и тем же делом. Но любое принятое им предложение, тем более самостоятельное побуждение, должны поощряться взрослыми, заслуживать их сердечное одобрение. Совместную работу надо сопровождать разговорами, объяснением, того, что, как и зачем нужно делать. Ребенок будет приобретать умения пользоваться вещами и одновременно первые элементарные знания о них: об их назначении, величине, цвете, форме, об их частях и свойствах частей.
Производимые - при практических действиях с предметами - активные движения кистей рук, пальцев действуют на мозговые центры, связанные с речью, активизируют их и тем самым создают почву для развития р е ч и. В этом же отношении полезны специальные, в форме игры, упражнения для рук: хлопки в определенном ритме в сопровождении какой-нибудь считалки, которую может произносить сам взрослый ("Раз, два, три, четыре, пять! Вышел зайчик погулять"); сжимание и разжимание кулачков в игре "В каком кулачке спрятано?"; попеременное похлопывание подушечками пальцев рук в игре "Пальчики здороваются". "Здороваться" могут пальчики одной руки и пальчики обеих рук с большим, указательным и т.д.
Такую же роль в накоплении знаний и умений ребенка, а также в активизации речи играют занятия-игры с картинками (разрезание картинки, предметное лото) и с игрушками, которые можно составить из отдельных  ч а с т е й   и  разбирать на отдельные части. Следует называть целые предметы  и   ч а с т и, из которых их составляют или на которые их разбирают, а также различные качеств а: величин у, форму, цвет, фактуру (твердый, мягкий, длинный, гладкий, пушистый, колючий ...).


Очень полезно, чтобы малыш занимался раскрашиванием, вырезанием из бумаги, аппликацией, составлением изображения каких-либо предметов или целых сюжетных картинок (наклеиванием на бумагу вырезанных частей); изготовлением по готовым образцам различных поделок. Альбомы для таких занятий продаются в киосках и магазинах. Можно придумывать такие задания самим родителям.
Подбирая игрушки, нужно стараться, чтобы они были разнообразными, но не угождать сиюминутным желаниям и требованиям. Кроме пластмассовых и мягких игрушек, изображающих различных зверюшек, самыми первыми игрушками должны быть пирамидки, наборы кубиков и песочниц, куклы сих принадлежностями, машины разного назначения и разной величины. Важно, чтобы это были игрушки, с которыми можно выполнять различные практические действия, называть их, а также имитировать действия людей и зверей, предметов, машина едет, гудит, сигналит; кукла ходит, сидит, встает, ложится, раздевается, одевается, идет гулять; мишка топает "топ-топ"; зайка прыгает "прыг-прыг", "скок-скок". Можно и нужно рассказывать, кто где живет, как прячется, что ест. Здесь на помощь могут прийти картинки.
К первым игрушкам можно отнести и некоторые бытовые предметы, небьющиеся, нережущие: пластмассовые баночки, бутылочки, чашечки, ложечки. Самыми первыми действиями с ними будут действия по указанию: покати, поставь, положи, понюхай, переверни, покажи, как пьют из чашечки, покажи, как кушают ложкой, покажи кукле, как это надо делать, достань из мешочка (ложечку, чашечку, баночку'...).
Очень полезно, чтобы взрослый сопровождал выполняемые ребенком действия словесными обозначениями предметов и их свойств. "Смотри, баночка катится - она круглая"; "Ты перевернул кубик - что ты увидел?... Картинку! Что на ней нарисовано?... Арбуз! Давай скажем вместе: а-ар-бу-уз".
Говорить надо четко, несколько замедленно, придавая своему голосу имитацию собственной заинтересованности. И не забывать при этом, что ребенку, когда только начинают заниматься с ним, "позволено" объяснять, как он это может сделать. Не делать ему замечаний, не выражать неудовольствия, не заставлять повторять сказанное им неправильно. Напротив, правильно повторить сказанное надо взрослому, а ребенка похвалить, поощрить, обласкать. "Правильно ты сказал, молодец! Это арбуз. Смотри, какой он: сверху зелёный, а внутри красный".
Следует учесть, что сами действия, если ребенок затрудняется, надо выполнять вместе с ним.
Обучая малыша играть, нужно обязательно организовывать подвижные игры. Учить ребенка прыгать на двух ногах, на одной ножке, если у него нет двигательных нарушений (об этих случаях разговор должен быть особый); учить бросать и ловить мяч, прыгать со скакалкой. Мячи должны быть разной величины, скакалка обязательна в наборе игрушек не только для дошкольника, но и для школьника. То же относится к санкам и лыжам.
Играя с участием и помощью взрослого, дети становятся живыми и веселыми, учатся пользоваться разными вещами, охотно повторяют приобретенные знания, уже усвоенные действия. Очень оживляет игру включение в нее кукол и зверюшек. Такие игры удобны и для составления разрезанных картинок, для использования предметных лото. Кроме того, они помогают подготовке детей к обучению элементарным счетным умениям в пределах трех-пяти. Так, можно устанавливать, сначала "на глаз", а затем путем счета пальцем, "сколько" у кого картинок, предметных фигурок (грибков, белочек, рыбок ...): у кого м н о г о, у кого мал о; поровну (или столько же); у кого больше, у кого меньше, сколько будет, если " грибочки '', " белочки " сложить вместе; сколько о с т а н е т с я, если у мишки отнять одну "рыбку".
Сосчитанное пальцем количество предметов нужно сопровождать вопросом: "Сколько же ты насчитал... (у мишки "рыбок")? Если ребенок не может назвать сосчитанное количество предметов, надо повторить действие и вопрос снова, ответить на вопрос самому и затем повторить ответ вместе. Сам счет предметов поначалу тоже надо производить вместе с малышом и поступать так, пока в этом не отпадет надобность.
Играя с игрушками, как с "живыми", можно развивать у детей представления и знания о расположении предметов по отношению друг к другу в пространстве, т.е. развивать так называемую пространственную ориентировку. Пространственная ориентировка очень важна не только для простого понимания, где и как расположены предметы, но и для усвоения в школе всех учебных предметов, начиная с чтения, письма и математики.
Простое расположение предметов относительно друг друга обозначается в речи с помощью слов-предлогов: на, в, под. около, из-за, из-под ("Тарелка стоит на столе", "Стул стоит около стола"...). Без знания же и понимания таких предлогов как за, после, перед, между, дети будут с трудом, очень долго учиться читать, писать и считать. Поэтому при чтении и письме нужно представлять, какой звуки какая буква следует друг за другом в слове; какие слова следуют друг за другом   в   п р е д л о ж е н и и. То же требуется и для усвоения места числа в числовом ряду от 1 до 5 и далее до 10.
Чтобы научить понимать значения названных выше слов, а затем и правильно их употреблять, нужно, чтобы дети выполняли много практических действий - вначале по образцу, а затем по словесной инструкции взрослого. Например, взрослый говорит ребенку: "Мы сейчас будем обедать. Поставь тарелку на стол. Под глубокую тарелку поставь вот эту мелкую. Ложку положи около тарелки Нарезанный хлеб поставь посредине стола. Садись. Сядь на стуле правильно. Где должны быть ножки? - Под столом...".
Подобным образом можно играть с игрушками: "Давай будем играть Положи на стол тетрадку... А мишка положит карандаш около тетрадки. А зайка достанет из коробочки резинку. Игрушки будут смотреть, как ты будешь рисовать. Сначала посадим куклу. Р я д о м с ней зайку. 3 а зайкой посадим мишку...".
Чтобы вызвать у ребенка желание играть и поддерживать его интерес к игре, можно организовать игру в виде соревнования "Кто у нас самый внимательный, тот получит конфету" (или другую привлекательную награду). Игры-занятия не должны длиться долго. При первых признаках потери у ребенка интереса, проявления усталости игру надо прекратить и заняться чем-то другим.
Если дети какое-то нужное слово понимают, следует уделить ему меньше времени. Но в таком случае нужно усложнить игру так, чтобы ребенок сам го в о р и л, где какой предмет лежит, куда кому его положить, называя нужные слова. Нельзя ограничиваться ответом "там", "туда" или "тут" (кроме самого раннего возраста - после года жизни или в случае, когда очень мало говорит в более позднем возрасте). При затруднении малыша в произнесении нужного слова, необходимо помочь ему, назвав это слово и повторив его вместе с ребенком.
Кроме игр с предметами и игрушками, надо рассматривать с детьми картинки, изображающие различное местонахождение предметов - разных в одном и том же положении и одних и тех же в разном положении. Например, такие: заяц н а пеньке, заяц около пенька; заяц за пеньком. Картинки можно рисовать самим. Нужно стараться, чтобы на них не было изображений линий предметов, отвлекающих от того, что ребенок должен воспринять и осмыслить.
Детям нравится, когда картинки наклеиваются в специальную тетрадь. Получается собственная "книжка", которую малыш "сам" делает (вырезает и наклеивает картинки - при необходимой помощи взрослого). Для вырезания используются старые детские книжки, журналы, открытки. Дети любят перелистывать "свою книжку", повторять уже известное им. Здесь опять на помощь могут прийти куклы и зверюшки, которым ребенок сам показывает и рассказывает   или ''рассказывают" игрушки.
Когда ребенок будет понимать и уметь сам называть некоторые слова, выражающие пространственные отношения, игры нужно разнообразить. Например: "Я здесь - вы там! Всем, всем по местам!". Все "разбегаются'' (куклам и зверюшкам "помогает" сам ребенок и взрослый). Ребенка же просят назвать, "у кого какое место". То же можно делать при игре в прятки. Игры-занятия можно придумывать самим, "обыгрывая" различные житейские ситуации ("Смотри, петух взлетел на забор. А где остались куры?" - Внизу, под забором) и пр.
Особое место в развитии у детей пространственных представлений и знаний занимает понимание и умение называть слова, которые обозначают место различных предметов по отношению к самому ребенку. Для этого нужно научить его показывать, а затем и самому называть стороны своего тел а: правую и левую руку, ногу; правый и левый глаз; правое и левое ухо. Начинать все надо с правой руки (для правшей). Кстати сказать, если у детей наблюдается выраженная леворукость, что случается достаточно часто, то нельзя их заставлять пользоваться правой рукой. Обнаружив стремление малыша брать вещи левой рукой, нужно учить его пользоваться обеими ручкам. Не исключая из разных движений левую руку, стараться, чтобы он пользовался и правой.
Начальным моментом в различении сторон тела является обычно тот, когда усваивается правило "есть надо правой рукой". После того как малыш научится достаточно свободно различать части тела по их сторонам, следует учить его различать местоположение каких-то предметов по отношению к нему самому. Такие положения называются с помощью наречий: впереди, позади, вверху, внизу, справа, слева. Игры-занятия проводить так же, как со словами-предлогами. Темп продвижения у разных детей может быть разный. И усилия взрослых должны зависеть от того, что ребенок знает лучше, что он легче усваивает и чего не знает, что усваивает с трудом.
По мере продвижения ребенка в усвоении им предметно-пространственных отношений полезно использовать усложненные игры. Например, ребенок и взрослый сидят за столом друг против друга. Между ними стоит (сидит) игрушка, например мишка, к одному из сидящих липом, к другому спиной. Взрослый говорит: "Вот мишка. Что ты видишь у мишки? (глаза, нос, живот, грудь). А теперь сядь на мое место. Что ты видишь у мишки теперь? (спину, затылок)". То же проделать с другими игрушками. Затем игру можно усложнить: попросить назвать не только то, что видит ребенок, но и то, что видит взрослый: "Как ты думаешь, что вижу у мишки я?" Другой вариант игры: ребенок сидит прямо за столом, взрослый - сбоку. Перед ними опять мишка. Лицом к ребенку лежат две картинки. На одной из них мишка изображен анфас; на другой он изображен в профиль. Ребенку говорят: "Покажи, на какой картинке мишка нарисован так, как видишь его ты. А кто из нас видит мишку так, как он нарисован на другой картинке?.." Аналогично можно обыграть положение игрушки на столе по отношению к сторонам тела малыша: "Посади мишку перед собой", "Посади мишку сбоку/справа, слева/ от себя.
Большую помощь в закреплении представлений и знаний детей о сторонах своего тела может оказывать зарядка. Например, стоящему ровно ребенку предлагают: "Держи голову прямо. Смотри вперед. Поверни головку в сторону, вправо. Поверни голову в другую сторону, влево. И опять смотри вперед". Другое упражнение: "Подними голову вверх, посмотри на потолок. Опусти голову вниз, посмотри на ножки".
Потом перейти к упражнениям с руками. Стоящему прямо ребенку предлагают: "Протяни вперед правую ручку. Сожми ее в кулачок. Разожми. И на бочок. Опусти ручку". Затем то же проделывают с левой рукой.
После этого просим выставить вперед правую ножку. Приставить к ней левую. Выставить вперед левую ногу. Приставить к ней правую.
Усложняя задание, предлагаем выставить вперед правую руку и показать ею левый глаз; дотронуться ею до левого ушка, до левой н о ж к и. То же проделывается с левой рукой. Показывать ребенку перечисленные движения нельзя, стоя к нему лицом. Нужно просто помогать ему.
Необходимо подчеркнуть, что за рядка очень нужна и для общего двигательного развития, для усиления и поддержания обшей активности, для регуляции часто неустойчивых нервнопсихических состояний детей. С зарядки, как известно, надо начинать день. Она может быть очень простой (хотя постепенно ее надо усложнять) и непродолжительной. Делать ее ребенок должен вместе с родителями.
Вначале в нее могут не входить упражнения, описанные выше, а также общеизвестные, которые можно показывать, стоя к ребенку лицом: "Вытянем руки вперед, сделаем их ровными. Сожмем и разожмем кулачки. Еще раз, еще раз... Поднимем руки вверх, выше, еще выше. Опустим вниз. Еще раз...".
Детям нравится (и это очень полезно) выполнять движения в сопровождении собственной, совместно со взрослыми, ритмичной речи (говорить надо на выдохе, не разделяя слова на слоги, но усиливая в них ударение). "Говорит (Сереже) зайка: " Приседай-ка, приседай-ка! И еще
раз! И еще! Вот так хорошо!" Руки, в зависимости от того, как удобно ребенку, ставятся на бочок или положение их свободное.
Разделяя на удобные для дыхания части предложения, можно пользоваться такими стихотворными строчками: "По узкой дорожке гусиным шажком белые гуси идут гуськом". Малыш, стараясь держать равновесие, идет вслед со взрослым "гусиным шагом", приседая и сильно сгибая коленки.
Дефектологи часто используют такие упражнения: "Мы топаем ногами - топ-топ-топ. Мы хлопаем руками - хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки опускаем. Мы руки поднимаем. Мы руки подаем. И бегаем кругом!..." (За руки можно взять мишку и зайца; вместе со взрослыми получается веселый хоровод).
В завершении зарядки можно предложить подпрыгнуть на двух ногах, "как зайчики"; "как прыгают дети" - сначала на одной ноге, потом на другой; походить "как ходят утята", мелко семеня йогами; "как ходит мишка", вразвалку и топая.
Кроме развития у детей представлений и знаний о неживых и живых предметах (их частях, качествах, действиях и пространственных отношениях) важно развивать представления и знания о времени.
Сначала это постоянные и длительные наблюдения за течением времени, за сменой времени суток с их приметами, начиная с утра (светает, солнышко встает, птички проснулись, поют, семья завтракает, дети идут в детский сад, в школу, взрослые идут на работу и т.д.) до наступления вечера (солнышко садится, село, наступила темнота, птицы, звери, люди и игрушки ложатся спать). Полезно учить и рассказывать вместе с ребенком, подсказывая ему маленькие стишки (или самим их рассказывать, если у малыша совсем слабо развита речь). Например: "Птичка села на окно, посвистела озорно и сказала: "Эй, лентяй! Стыдно спать, скорей вставай!" Другие маленькие стишки, которые можно найти в книжках "для малышей", среди известных в народе песенок и шуток: " Петушок, петушок, золотой гребешок! Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь? Все кричишь ку-ка-ре-ку! " Кроме наблюдений целесообразно использовать или самим рисовать соответствующие картинки, наклеивать их в специальную тетрадку - "книжку".
Таким же путем организуются наблюдения за течением времени года: зимы, весны, лета, осени - с обращением внимания ребенка на характерные приметы (Снег и забавы детей зимой; первые листья на деревьях и первые цветы весной; ягоды и грибы летом; желтые листья осенью).
Внимание малыша привлечет поведение животных в разные времена года: медведь спит зимой в своей берлоге; белка прячется на дереве в дупле; зайчик меняет шубку с серой на белую, чтоб его не заметили на белом снегу волк и охотник. Эти представления складываются с помощью картинок, чтения сказок. В процессе приобретения знаний у ребенка развивается речь. Значение всех незнакомых слов нужно объяснять, сопровождая объяснения показом настоящих предметов или картинок. Это необходимо делать даже тогда, когда ребенок не может называть нужные слова или не может их быстро запомнить. Чем хуже слова усваиваются, тем чаще нужно называть их самому взрослому, подкрепляя показом картинок. "Это кто у нас? Белка. - А это что? - Дупло! - Где белка живет зимой? - В дупле! Холодно зимой. А дупло белке - домик!" А в особо трудных случаях, когда речь малыша развивается совсем плохо, говорить все за него, сопровождая название слов просьбой показать нужный предмет или его части, качества, действия, или же показывать вместе с ребенком его же пальчиком. Не поправлять, если ребенок, например, вместо слова медведь произносит медь или вместо белка произносит бека, а просто самому называть слово правильно. Представления и знания детей о разнообразных предметах накапливаются с помощью картинок, чтения сказок и книжек для маленьких детей.
Специальной игрой может быть игра в картинное лото "Времена года". В нее следует играть, когда у ребенка уже имеется определенный запас представлений и знаний о времени. Как всякая игра, он требует некоторого эмоционального азарта. Поэтому проводится уже не беседа взрослых с детьми, сопровождаемая совместным выбором нужных картинок, а участие на равных началах.
Каждое время года изображается в виде пейзажа на отдельной большой карте (картина, наклеенная на картоне или нарисованная на плотной бумаге). Всех карт четыре. К каждой из них прилагается "поле", разделенное на четыре квадрата. Соответственно тому, какое время года изображено на большой карте с пейзажем, играющие подбирают нужные маленькие картинки с изображением различных примет времени, детских забав и игр. Две большие карты находятся у ребенка, две другие у взрослого. Цель игры, предлагаемая ребенку, - кто скорее найдет нужные картинки .
Каждая выбранная обоими играющими картинка обсуждается таким образом, что в обсуждении ребенок должен использовать слово, называющее время года. ("Как ты думаешь, правильно ты (или я) выбрал картинку?.. Почему ты так думаешь?.. Что на картинке нарисовано?".. - "Дети катаются на санках". - "Когда дети катаются на санках? В какое время года?.." - "Зимой". Очень важно, чтобы дети не просто подбирали нужную картинку, а обязательно назвали нужную пору года. Иначе их знания и представления долго будут оставаться нечеткими и неустойчивыми.
Конечно, не следует ограничиваться только беседами и играми. Очень важны живые впечатления детей и особенно участие в разной работе. Участие в уходе за цветами, домашними животными. Собирание цветов и составление букетов, разных в разное время года. Зимой тоже можно составлять букеты из сухих веток, веточек, былинок, которые всегда видны из под снега. Изготовление разных поделок из листьев, зеленых и сухих, из шишек, орехов. Образцы для них можно найти в альбомах с цветной бумагой, продающихся в отделах магазинов для письменных принадлежностей. Составление маленьких гербариев из разных трав и цветов в разное время года. Гербарии можно делать в имеющейся у ребенка тетрадке - "книжке", покрывая сверху целлофаном; располагать их вместе с картинками об определенных временах года.
Одновременно нужно подбирать и заучивать ритмичные и рифмованные фразы, маленькие стишки, рассказывая их вместе с ребенком там, где он не может сделать это сам:" Носит одуванчик желтый сарафанчик"; "Из-под снега выглянул синенький подснежник"; "Вот грибок на крепкой ножке, в коричневой шляпке"; "Елка , елка, елочка, зеленая иголочка!" Уточка-крякушка с утятами плывет, уточка-крякушка деточек зовет: кря-кря-кря... Ей утята отвечают: пи-пи-пи, пи-пи-пи...".
Все, что мы рассказали, относится к тому, что ребенок видит в своей повседневной жизни или что ему можно показать на картинках с простым содержанием. Рекомендованное родителям имеет целью довести до сознания малыша и закрепить в его речи представления и знания о предметах, которые окружают его в доме, во дворе, на улице, в ближайшем сквере, в огороде, в поле, в лесу, у бабушки в деревне или на даче. Немногое относится к тому, что сам он в своей жизни увидеть не может, но о чем рисуются картинки, что изображают игрушки, о чем написаны маленькие детские стишки, сказки и рассказы.
Нужно, однако, оговорить одно важное обстоятельство. Не все дети в одной и той же мере и с одинаковой остротой усваивают самые простые знания о самых, казалось бы, простых вещах. Не следует ребенка торопить, не следует ничего от него требовать Нужно спокойно и терпеливо, шаг за шагом, помогая малышу, развивать то, что ему дается с наименьшими для него усилиями. И терпеливо закреплять то, что он узнал, понял, смог сам назвать словом. Для этого нужно смотреть на окружающее глазами ребенка и видеть не только то, что он сам заметил, но и то, что он сам не видит, не выделяет в окружающем. Но может увидеть, может заинтересоваться, если ему в этом помочь.
Особо подчеркнем, что ребенок может называть слова не так, как мы или другие дети. Это касается не только простого косноязычия, когда одни звуки заменяются другими (например, ребенок говорит коска вместо кошка, вампа вместо лампа) или как-то искажаются в своем звучании. Имеются в виду такие случаи, когда дети произносят слова не полностью, переставляют в них отдельные звуки или слоги, а иногда употребляют так называемые "свои слов а", непонятные для других. На первых порах не надо обращать на это внимания. Пусть ребенок говорит гак, как может. Временно главным будет сам факт, что он говорит, и чем больше, тем лучше. Если же такое состояние затягивается, то нужно обязательно обратиться к логопеду. К логопеду или другому специалисту-дефектологу нужно обращаться в любом случае, если ребенок развивается иначе, чем другие дети.


 
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот