Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото

родителям об учебе

равняемся на лучших

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

Владимирская область: равняемся на лучших

В системе здравоохранения комплексную помощь ребенку

и семье оказывают: поликлиники, центры комплексной реаби-

литации, центры восстановительной медицины и реабилитации,

специализированные санатории, дома ребенка. Работа в этих

учреждениях осуществляется не только с детьми-инвалидами

и инвалидами с детства независимо от возраста, но и с их се-

мьями. Например, в поликлиниках по месту жительства мож-

но получить консультации юриста, психолого-педагогическую

помощь, работают школы для родителей, школы адаптивной

физической культуры. В «Службе сопровождения семьи и ре-

бёнка» несколько родителей узнали о занятиях с логопедом в

поликлиниках без ограничения возраста. Сейчас к 2-3-летним

детям с тяжелыми психофизическими нарушениями логопед

приходит заниматься домой. Для некоторых родителей стало

открытием посещение дома ребенка. Все привыкли считать, что

дом ребенка – это дом для «отказных» детей, но во владимир-

ском доме ребенка получают комплексную реабилитационную

помощь малыши с инвалидностью из неполных малообеспечен-

ных семей.

В системе образования работают детские дошкольные об-

разовательные учреждения. Общедоступность дошкольного об-

разования для детей с инвалидностью решается разнообразием

коррекционных групп ДОУ: группы для детей с нарушением речи,

с нарушением зрения, с нарушением опорно-двигательного аппа-

рата, с нарушением интеллекта, с задержкой психического раз-

вития. Во всех дошкольных учреждениях Владимирской области

с 2008 года введены ставки логопедов.

По инициативе Владимирской областной общественной ор-

ганизации «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет» с

2001 года детский сад №52 г. Владимира проводит занятия с непе-

редвигающимися детьми, «лежачими». С такими детьми олигоф-

ренопедагог детского сада проводит занятия в условиях дома. В

настоящее время 31 ребенок с инвалидностью получает дошколь-

ные образовательные услуги на дому, 35 детей находятся на крат-

ковременном пребывании в ДОУ.

На основании абз. 8 п. 1 Указа Президента РФ от 02.10.1992

№1157 «Дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских до-

школьных учреждениях в первоочередном порядке», в г. Вла-

димире дети-инвалиды, чьи родители подали заявление о пре-

доставлении места ребенку, обеспечены местами в ДОУ. 54%

детей-инвалидов получают образовательные и коррекционные

услуги через систему дошкольного образования.

С 2008 года появилась новая форма получения дошкольных

образовательных услуг детьми с инвалидностью. В ДОУ №33 г.

Владимира работает группа для детей со сложной структурой де-

фекта. За прошлый учебный год 29 семей обратились в детский сад

за консультациями по вопросам развития и воспитания ребенка-

инвалида. Детский сад наладил сотрудничество с Владимирской

областной общественной организацией «Ассоциация Родителей

Детей-Инвалидов «Свет» и ведет совместное сопровождение се-

мей: дети и родители получают услуги логопеда детского сада,

коррекционного педагога, психолога, педиатра развития, юриста

в «Службе сопровождения семьи и ребёнка». Родители стали ак-

тивными участниками групп взаимной поддержки, вместе с деть-

ми приходят на праздники, спортивные мероприятия.

С 2009 учебного года по инициативе Владимирской об-

ластной общественной организации «Ассоциация Родителей

Детей-Инвалидов «Свет» открылась группа «равный старт» в

общеобразовательной школе №14 г. Владимира для подготовки

детей-инвалидов к школе, открылся консультационный пункт по

оказанию коррекционно-педагогической, психологической и кон-

сультативной помощи кохлеарноимплантированным детям и их

родителям.

В настоящее время в России проводятся операции по кохле-

арной имплантации слабослышащим и глухим детям. Детям из

Владимирской области также проводятся такие операции, более

20 детей прооперированы. После операции этим детям рекомен-

довано посещение не коррекционного, а общего детского сада, но

с обязательными занятиями с логопедом, сурдопедагогом и пси-

хологом. Дети, которым проведены операции по кохлеарной им-

плантации, посещают общий детский сад. В каждом детском саду

есть логопед, но занятий с сурдопедагогом и психологом дети не

имели. Это существенно тормозило их развитие, несмотря на то,

что им сделаны дорогостоящие операции. Родители обратились за

помощью во Владимирскую областную общественную организа-

цию «Ассоциация Родителей Детей-Инвалидов «Свет» и среднюю

школу №14, т.к. не могли найти сурдопедагогов и психологов для

занятий со своими детьми. Решение было найдено: сурдопедаго-

гическую, психологическую помощь может оказывать общеобра-

зовательная школа №14 г. Владимира, т.к. с 1998 г. в этой школе

работают классы интеграционного обучения для глухих и слабос-

лышащих детей. Сурдопедагоги школы в своей работе используют

методику Э.И. Леонгард и верботональную методику.

Открытие групп «равный старт» для подготовки детей-

инвалидов к школе было рекомендовано в школах Владимирской

области. Начало школьного обучения тревожит многих родителей,

воспитывающих детей с инвалидностью, со сложной структурой

дефекта.

Во Владимирской области сегодня работают 10 школ, в них

есть класс-группы для детей со сложной структурой дефекта, а это

те дети, которых раньше называли «необучаемыми», не прини-

мали в коррекционные школы 8 вида. Открытие групп «равный

старт» в этих школах подготовило бы детей к школе, некоторые

дети получили бы дополнительные дошкольные образовательные

услуги.

В системе социального развития во Владимирской области

работают:

• Центры помощи семье и детям, которые в соответствии с

государственными стандартами осуществляют социальное обслу-

живание детей в возрасте от рождения до 18 лет, здесь же полу-

чают помощь семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной

ситуации. Основной целью деятельности центров является ока-

зание содействия в получении семьям, детям, в том числе детям-

инвалидам комплексной психологической, медицинской, юри-

дической, социально-экономической, информационной и других

видов помощи.

• Реабилитационные Центры для детей и подростков с огра-

ниченными возможностями осуществляют социальную реабили-

тацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физиче-

ском развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также их семей.

Целью деятельности этих Центров также является оказание детям

и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умствен-

ном развитии, их родителям квалифицированной комплексной

помощи и своевременная социальная адаптации к жизни в семье,

в обществе.

• Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей г.

Кольчугино.

На сегодняшний день существующие Центры в системе соци-

альной защиты оказывают различные реабилитационные услуги

детям с 4 лет и их семьям, таким образом, помощь оказывается

несвоевременно. В настоящее время департаментом социальной

защиты населения Владимирской области разработана ведом-

ственная программа «Реабилитация без границ». Ее цель состо-

ит в комплексной реабилитации детей с инвалидностью с рожде-

ния до 3 лет. В рамках этой двухлетней программы планируется

создание групп абилитации детей раннего возраста на базе 8 со-

циозащитных учреждений области, внедрение инновационных

технологий помощи детям и их родителям, создание групп роди-

тельской взаимопомощи.

Помощь детям с особыми потребностями и их семьям ока-

зывают общественные организации. Услуги, которые оказыва-

ют общественные организации, основаны на новых подходах и

методиках. В общественных организациях работают междис-

циплинарные команды специалистов, состоящие из педиатров,

коррекционных педагогов, психологов, логопедов и социальных

работников, юристов, которые помогают семье создать оптималь-

ные условия для развития ребенка с момента рождения, поддер-

живают родителей, работают и с ребенком, и с семьей. Межреги-

ональная общественная организация «Ассоциация в поддержку

детей и взрослых с отклонениями и нарушениями в психическом

и физическом развитии» совместно с Владимирской областной

общественной организацией «Ассоциация Родителей Детей-

Инвалидов «Свет» помогают детям и их семьям через «Службу

сопровождения семьи и ребёнка с особенностями развития от 0 до

6 лет». Кроме междисциплинарной команды специалистов ВООО

АРДИ «Свет» привлекла внутренние ресурсы организации, уже

существующие реабилитационные программы: развитие малы-

шей с инвалидностью через занятия плаванием, через общение с

лошадью и занятия иппотерапией. Но ни в одном центре помощи

семье и детям социальной защиты, ни в одном центре лечебной

физкультуры Владимирской области не используются эти уни-

кальные методики в реабилитации детей с инвалидностью. Груп-

пы взаимной поддержки родителей оказались результативными:

одна из мам организовала занятия игротерапией для малышей от

2 до 6 лет в помещении ВООО АРДИ «Свет», другая мама органи-

зовала занятия музыкой, ритмикой, круговыми танцами. Роди-

тели обмениваются информацией, книгами, собираются вместе с

детьми на праздники.

Главное условие комплексной помощи детям с инвалидно-

стью и их родителям – взаимодействие всех заинтересованных

министерств и ведомств, общественных организаций, доброволь-

цев; введение в действие механизмов социального партнерства:

сотрудничество между различными центрами социальной защи-

ты, образования, здравоохранения, другими общественными ор-

ганизациями на основе договоров; сотрудничество с коммерчески-

ми предприятиями, частными предпринимателями; привлечение

родителей.

 

инклюзия: задача для педагога

Электронный сборник статей PsyJournals №1/2009

Инклюзия: задача для педагога

Арчакова Т.О., педагог-психолог


Полный текст

Профессиональная подготовка учителей

Широкое распространение практики инклюзивного образования как обучения детей с особыми потребностями в составе обычных школьных классов предъявляет новые, более высокие требования ко всем педагогам. За рубежом оно породило не только почву для дискуссий, но и значительные изменения в структуре педагогического образования (например, Blanton, Griffin, Winn, & Pugach, 1997; Fisher, Frey, & Thousand, 2003; Kilgore & Griffin, 1998; Stayton & McCollum, 2002; Strawderman & Lindsey, 1995).

Очевидно, что инклюзивное образование не может развиваться просто по распоряжению «сверху»: далеко не все учителя положительно относятся к таким реформам и, что еще более проблематично, не все владеют навыками, необходимыми для того, чтобы вести урок в «инклюзивном» классе, где дети сильно отличаются по своим исходным возможностям. Обычно в этой связи речь ведется о программах переподготовки и повышения квалификации уже работающих учителей, и меньше внимания уделяется студентам-старшекурсникам.

Анализ литературы, посвященной профессиональной подготовке учителей, выявил два полюса на континууме различных образовательных инициатив в сфере инклюзии. Во-первых, это программы, где навыки работы с «особыми» детьми «растворены» в содержании единой учебной программы для всех будущих учителей (например, Jenkins, Pateman, & Black, 2002; Sindelar, Pugach, Griffin, & Seidl, 1995). Хотя такие программы оцениваются многими авторами как оптимальные (Blanton et al., 1997; Hinders 1995; Lesar et al., 1997), вряд ли можно гарантировать их широкое распространение, так как длительность обучения при этом заметно возрастет (Lesar et al., 1997).

Вторым, более доступным вариантом является дополнение существующих программ краткосрочными (обычно практическими) курсами, а также пересмотр и изменение существующих учебных программ, чтобы отразить в них потребности всех учеников без увеличения количества часов (Strawderman & Lindsey, 1995). В рамках дополнительных курсов организуется совместная работа студентов-педагогов и студентов-дефектологов (например, Nowacek &  Blanton, 1996; Peterson & Beloin, 1998).

Положительное отношение к ученикам с особыми потребностями, очевидно, главнейшая предпосылка для работы учителя в инклюзивной школе (Blanton, 1992; Brantlinger, 1996). Для развития такого отношения в учебные программы включаются упражнения – симуляции нарушений (вот, например, простейший симулятор дислексии) и личное общение с людьми, имеющими ограниченные возможности. Однако упор делается в первую очередь на овладение специальными педагогическими средствами, без которых благая мотивация «не работает».

Одним из важнейших аспектов подготовки будущих учителей к работе в инклюзивной образовательной среде является практика и самостоятельные исследовательские мини-проекты, выполняемые «в полевых условиях», например, разработка поурочных планов для конкретного класса (Lesar et al., 1997; Nowacek & Blanton, 1996). Практические занятия дают более «живой» по сравнению с учебными кейсами материал, обсуждая который, студенты учатся работать в междисциплинарной команде.

Умение творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы преподавания к особенностям учеников являются одной из важнейших компетенций учителя (Fisher et al., 2003), который оказывается куда важнее знаний диагностических критериев и клинических проявлений различных недугов (Peterson & Beloin, 1998).

В дискуссиях об инклюзивном образовании выделяется так называемый «программный подход» (curriculum approach), в котором внимание акцентируется на том, как содержание школьной программы, типовые требования к знаниям и умениям учащихся способствуют преодолению нарушений обучаемости (или, чаще, усугубляют их).

Историю инклюзивного образования в Европе и Америки можно пересказать в терминах эволюции учебных программ. Из «просто учебного плана» программы стали превращаться в определенные траектории социокультурного развития. Ведь если целью инклюзии является максимально полное включение ребенка в культурной и общественной жизни, учебная программа должна стать орудием для этого, посредником между «особым» ребенком и социумом.

Практический опыт: ACCEPT

В качестве примера краткого практико-ориентированного курса можно привести проект Департамента Образования (Department of Teaching and Learning) Университета Северного Иллинойса (Northern Illinois University) под названием ACCEPT (Achieving Creative & Collaborative Educational Preservice Teams) – Создание творческих междисциплинарных команд будущих педагогов.

В течение одного семестра занятия проходили по 3 часа 1 раз в неделю на факультативной основе. В качестве соведущих приглашались люди с ограниченными возможностями, родители «особых» детей, учителя с опытом работы в инклюзивной образовательной среде. Как минимум 6 часов студенты должны были отработать в реальном инклюзивном классе и, в качестве, итогового задания самостоятельно составить учебный план и провести урок. Это урок оценивался по определенным параметрам и затем обсуждался на супервизионном занятии.

Основные компетенции, которыми должны были овладеть студенты – участники проекта:

· Положительное отношение к людям с особыми потребностями и готовность работать с ними,

· Знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах,

· Знакомство с проблемами семей, воспитывающих «особых» детей, и стратегиями сотрудничества с родителями,

· Разработка учебных планов для инклюзивных классов,

· Знание вспомогательных технологий,

· Навыки поведенческих методик работы с «особыми» детьми для подкрепления хорошего поведения.

Вот примеры модулей, входящих в этот курс.

Модуль 1.

Представления об инвалидности: непосредственно разбираемся с тем, что означает «иметь ограниченные возможности».

Задачей этого вводного модуля является повысить сензитивность студентов к тем переживаниям, которыми сопровождается опыт жизни с ограниченными возможностями.

В занятии участвуют приглашенные ведущие-инвалиды, а также специальные упражнения на симуляцию различных нарушений. Затем следуют дискуссии о том, каковы типичные стереотипы о детях-инвалидах и, шире, детях с нарушениями обучаемости, а также обсуждаются собственные мысли и чувства студентов.

Модуль 3.

Освоение новых тем: методики и инструменты для инклюзивных классов.

Осваиваемые методики включают в себя планы уроков, матрицы постепенного изменения сложности материала, раздаточные материалы. В ходе работы выявляются сходства и различия с традиционными учебными материалами. В данном модуле рассматривают методики, не требующие технических или мультимедийных приспособлений.

Модуль 10.

Эффективное сотрудничество с родителями и семьей.

Этот модуль разработан для знакомства учителей с типичными проблемами, возникающими у семей по поводу школьного обучения, естественно, с акцентом на семьи с «особыми» детьми. В нем отрабатываются основные стратегии коммуникации, такие как активное слушание; разработка индивидуальных учебных планов и инструкций для родителей по самостоятельным занятиям с детьми; знакомство родителей с вспомогательными технологиями.

Что изменится для школьного психолога?

Введение инклюзивного образования напрямую затрагивает и школьных психологов. Их роль – создание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.

На практике эта деятельность заключается в:

· Мерах по первичной, вторичной и третичной профилактике школьной дезадаптации,

· Фасилитации перемен в жизни школы, связанных с внедрением инклюзивного образования,

· Планирование дальнейшей образовательной траектории, иногда на очень длительный срок,

· Кризисные интервенции (например, при постановке вопроса об исключении ребенка из школы),

· Индивидуальное и групповое консультирование по психологическим аспектам инклюзивного образования.

Что касается детей, он отвечает за их психологическое благополучие, но не работает с неврологическими или психиатрическими нарушениями. Для этого в школе должна функционировать целая междисциплинарная команда. В ней психолог может также играть роль координатора, ведущего рефлексивных встреч и т.д. Все вышесказанное исключает варианты, в которых психологу образования "приплюсовываются" функции дефектолога, специального психолога или детского психиатра.

Литература

1. Toni R. Van Laarhoven, Dennis D. Munk, Kathleen Lynch, Julie Bosma and Joanne Rouse A Model for Preparing Special and General Education Preservice Teachers for Inclusive Education // Journal of Teacher Education 2007; 58; 440

2. Petra Engelbrecht Education in South Africa: Changing Roles for Educational Psychologists within Inclusive // School Psychology International 2004; 25; 20

3. Peter Clough, Jenny Corbett Theories of inclusive education: a student's guide. - SAGE, 2000 (Фрагменты в свободном доступе).

 

об образовании детей

Дошкольное образование ребенок с инвалидностью вправе получать в любом саду, в любой группе (если нет специальных, коррекционных и интегрированных) или в них нет мест, или не созданы условия (комитет по образованию обязан создать условия).

Родители должны быть во всеоружии, когда наступит время поступления в школу.

На сегодняшний момент наши дети имеют возможность обучаться :

1. в общеобразовательной школе на очном/домашнем обучении

2.  в специализированной школе 1-2, 3-4, 5, 7-8 вида на очном/домашнем обучении

3. при ПМПК, это так называемое дистанционное обучение


 
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот