Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото

Педагогическое сопровождение ребенка с ДЦП раннего возраста

Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Педагогическое сопровождение ребенка с ДЦП раннего возраста

 


Корзюкова А.А.,
социальный педагог
У детей с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка.
Раннее начало занятий с ребенком особенно в первые 3 года жизни способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма, предотвращению более тяжелых последствий в дальнейшем. Темпы моторного, познавательного и речевого развития ребенка с ДЦП могут быть очень разнообразные. Часто обнаруживается диспропорция в развитии отдельных функций. Таким образом, ребенок нуждается в комплексной коррекционной работе по развитию движения, речи и познавательных процессов (мышление, восприятие).

В нашем отделении для работы с семьей ребенка с ДЦП мы используем такой метод как педагогическое сопровождение. Оно направлено на помощь ребенку, на усиление педагогических возможностей родителей, обучение родителей приемам и методам работы. Родители являются наиболее важным звеном в педагогическом сопровождении ребенка с ДЦП. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним социальный педагог, психолог. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.
Начинать занятия с ребенком нужно со стимуляции эмоционального общения, формирования "комплекса оживления". Мы обращались к ребенку ласково по имени, стремясь удержать взгляд ребенка на своем лице. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться улыбка, смех, "комплекс оживления", различные голосовые реакции. В дальнейшем у ребенка формируется понятие о себе (своего "Я"). Нужно учить ребенка в ответ на вопрос "Где наша девочка Маша?" показывать на себя и по возможности называть свое имя. Если ребенок никак не действует, можно ласково сказать "Вот наша Машенька! Какая ты красивая!", погладить ее по голове, при этом рука ребенка должна показывать на себя (можно пассивно).
В развитии зрительного восприятия вначале мы добиваемся того, чтобы ребенок увидел и сосредоточился на предмете, а затем проследил за ним вправо-влево. Формируем плавность прослеживания за движущимся предметом.
С полутора лет ребенок уже может различать предметы по величине, форме и цвету. Задача взрослых подобрать для этого достаточное количество разнообразных игрушек и занимательных упражнений.
Для развития слухового восприятия ребенку предлагаются игрушки, различные по звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звенящие), а также различно интонируемый голос взрослого.
Коррекция нарушений тактильно-кинестетического восприятия начинается с массажа и пассивной гимнастики. Ребенок ощупывает различные материалы, поверхности, таким образом развивая тактильные ощущения.  На 3-м году жизни параллельно формируются знания о свойствах предметов. Например, можно дать ребенку пощупать вату ("Чувствуешь, вата мягкая?"), а потом кусок дерева ("Дерево твердое").
Формирование пространственных представлений начинается с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела используется зеркало, в котором ребенок видит свое отражение, его обучают названиям частей тела, понятиям "право2 - "лево". На следующем этапе эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека и т.д. Также ребенка обучают составлению разрезных картин из 2-х (затем из 3-х) частей, составлению сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.
Ребенка необходимо обучать пониманию обращенной речи, для этого выполняются следующие упражнения:
" называть ребенку игрушки, окружающие предметы и людей, и просить его найти их по слову взрослого;
" называть ребенку простые движения (до свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку) и выполнение этих движений по просьбе взрослого;
" включение ребенка в игру со взрослым (прятки, ку-ку, забодаю, ой, боюсь).
При формировании манипуляций ребенка учат сжимать и разжимать пищащие резиновые игрушки, размахивать звенящими погремушками, раскачивать подвешенные игрушки, катить мячи или шары. Детей обучают снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать крышкой коробки или кастрюли, стучать молотком; бить по барабану; дуть в дудочку, катить и бросать мяч, открывать и закрывать части складной матрешки и т.д. Для обучения предметно - игровым манипуляциям в ходе игры взрослый может предложить покормить куклу, уложить ее спать, либо построить дорогу и покатать машину. Для таких игр используется наборы посуды, куклы, мягкие игрушки, деревянный конструктор.
Важным является стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности ребенка. Стимулируется произнесение лепетных слов. Нужно стараться, чтобы произнесение лепетных слов было не формальным, а осознанным. Необходимо подбирать слова, доступные ребенку по звуко-слоговому составу ("мама", "папа", "баба", "дядя", "Тата", "Вава"). Также стимулируется произнесение различных звукоподражаний ("би-би", "га-га", "ко-ко", "ква-ква", "му-му"), которые соотносятся с игрушками, предметами, животными. В процессе работы мы активно используем различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождают действия ребенка и взрослого, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувств ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом, их обозначающим. Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности мы используем игры со стихами, сопровождающиеся одновременным выполнением движений (сначала пассивным, затем пассивно-активным и, наконец, активным).
Необходимо тренировать функцию хватания, начиная с периода новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, весу, фактуре, температуре. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего пальцев. Важно обучать ребенка не только захвату предмета, но и его высвобождению (отпусканию). Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребенка побуждают брать (хватать) игрушки из разных положений - снизу, сверху, сбоку от него, перекладывать в коробочки, мешочки.
Комплексные, систематические и адекватные занятия с детьми с ДЦП позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем занятия начинаются раньше, тем они более эффективны. Следует отметить, что к процессу педагогического сопровождения детей с ДЦП должны быть подключены не только врачи, педагоги, массажисты, но и в первую очередь семья. А ведь только родители могут терпеливо и кропотливо вести тяжелую ежедневную работу, вырабатывая у своего ребенка ту или иную функцию.

 
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот