Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Современные тенденции в исследовании нового представления о ДЦП.

Перевод с испанского нашего давнего друга - Василия Труфанова, писателя из Питера. Постоянные читатели рассылки неоднократно знакомились как с его переводами, так и с произведениями, подаренными нам.

Прекрасно помню как все начиналось. В марте 2006 года мы в рассылке поместили его рассказ "В "Дюльбере" о судьбе мальчика с ДЦП, приехавшего в пансионат к морю.

Помню как завязалась переписка. Помню свой визит в Питер и щедрый подарок этого замечательного человека: целую серию переводов с испанского о медицинских и социальных проблемах реабилитации инвалидов. Именно их читатели рассылки и получали время от времени.

Перевод, с которым мы знакомим Вас сегодня, прислала Элина Ермолаева - совершенно замечательный человек, с которым меня тоже познакомил В. Труфанов. Мир тесен. И это замечательно...

 

Эта статья анализирует основные изменения, произведенные недавно в представлении о детском церебральном параличе (ДЦП). Успехи, достигнутые за эти последние годы в понимании ДЦП, модифицировали это представление от сугубо медицинского подхода до перспективы исследования на психосоциальном уровне, и привели к новому определению и классификации. Предложенная концептуальная модель предполагает, что факторы среды должны учитываться для понимания индивидуальных условий, в которых находится человек с ДЦП. В дальнейшем эта постановка вопроса будет способствовать важным изменениям в разработке подходов к вмешательству, направленному на улучшение качества жизни людей с ДЦП и их близких. В заключение предлагаются недавние эпидемиологические сведения и демонстрируются современные направления исследования. Особое внимание в статье обращено на новые исследования в области качества жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Недавние успехи в изучении детского церебрального паралича (ДЦП) означают, что произошли очень важные изменения в понимании этого заболевания

. Этот прогресс в понимании ДЦП стал возможен благодаря современному подходу к концепции инвалидности, нового вклада неврологии развития травмы головного мозга в этиологию и в усовершенствованные новые техники диагноза.

Международная классификация работы, инвалидности и здоровья (CIF, 2001) основывается на социальной модели инвалидности, которая предполагает, что она - результат взаимодействия между человеком и его окружением.

CIF вводит факторы окружающей среды, понимаемые как: физическая, социальная и деятельная среда, которые оказывают влияние на жизнь человека. CIF включает, помимо того, понятие об Участии, определяемое как вовлечение человека в жизненные ситуации. Эти факторы важны и для понимания индивидуальных условий человека с ДЦП, например: люди со сходными особенностями тяжелой инвалидности могут демонстрировать различные результаты в том, что касается Участия и качества жизни благодаря иным условиям окружающей среды.

ДЦП поражает функцию моторики и его проявления могут быть различными. Однако нужно добавить, что ранняя травма головного мозга поражает не только моторную функцию, но и тормозит развитие ребенка в целом. Без сомнения, современная перспектива изучения ДЦП, основанного на экологической и био-психосоциальной модели инвалидности, способствует планификации мер вмешательства, которые являются важным изменением в практике поддерживающей терапии этого недуга, проводимой недавно.

Медицинская модель до недавнего времени оказывала большое влияние, как на исследования, так и на различные методы вмешательства. Это положение было отражено в многочисленных публикациях о физических последствиях ранней травмы головного мозга и об изучении преобладания физических и медицинских аспектов в исследовании детского церебрального паралича.

Но на сегодняшний день существует явная тенденция перехода от привычного подхода к данному недугу, сконцентрированному на связанных с ним ограниченных возможностях у больных - к более перспективному, при котором большое внимание уделяется окружению человека с ДЦП в различных аспектах и модификациях. К примеру , изменения в работе служб помощи людям с ДЦП выразились в том, что эти службы перестали заниматься нарушениями моторики и переключились на разработку мультидисциплинарных методик, направленных на улучшение функциональных способностей человека во взаимодействии с его окружением (семьей, одноклассниками и учителями в школе, с товарищами по работе, со своим районом и т. д.).

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Необходимо сделать краткое описание эволюции понятия ДЦП с того времени, как этот термин был предложен Литтлем в 1961 году, и до его современного определения так, как делает Моррис (2007 год) в своей работе, озаглавленной "Определение и классификация церебрального паралича на протяжении истории".

ДЦП - это хорошо известное заболевание, причиной которого является нарушение развития центральной нервной системы. Оно возникает в раннем детстве и продолжается в течение всей жизни. ДЦП был объектом монографий и статей некоторых выдающихся умов за последние 100 лет. Уже в девятнадцатом веке Зигмунд Фрейд и Вильям Ослер внесли некоторый вклад в познание этой болезни. В половине сороковых годов прошлого столетия основатели American Academy for Cerebral Palsy and Developmental Medicine (Carlson, Crothers, Deaver, Fay, Perlstein и Phelps), в Соединенных Штатах и Мак Кейт, Полани, Бакс и Энгрем, члены Литтль Клуба в Объединенном Королевстве, были теми, кто развили понятие и описание ДЦП.

Кейт и Полани (1959 г.) определяли это заболевание как "Непроходящее, но изменчивое нарушение тонуса и осанки, возникающее в первые годы жизни по причине непрогрессирующего поражения головного мозга".

В 1964 году Бакс определяет детский церебральный паралич как "нарушение движения и осанки, обусловленное дефектом или поражением незрелого головного мозга", что стало классическим определением, которое до сих пор широко цитируется.

Все формулировки понятия ДЦП всегда касались лишь нарушений моторики и специфических последствий ранней травмы головного мозга. Другие сопутствующие сенсорные, познавательные и поведенческие нарушения считались очень важными у людей с ДЦП, но формально не были включены в определение.

Гетерогенетичность нарушений, объединенных под названием ДЦП, так же, как и понимание развития детей с ранней травмой головного мозга, привели Матча и его соавторов (1992 год) к следующему определению детского церебрального паралича: "Это название, которое объединяет группу не прогрессирующих, но часто изменчивых синдромов вторичных нарушений моторики, наступивших в результате травмы или аномалии на ранних этапах развития". Это определение ставит на первое место нарушения моторики и признает, помимо того, разнообразие иных нарушений, которые включаются в термин ДЦП.

В последние дни, ассистенты Workshop on Definition and Clasification of Cerebral Palsy, проходившего в Бетесде, Меринленд, с 11 по 13 июля 2004 года под патронатом United Cerebral Palsy Research and Educational Foundation (UCP) of Washington and A Castang Foundation Объединенного Королевства, при особой поддержке Государственного Института Неврологических Расстройств и Stroke (NINDS), провели работу по пересмотру и воплощению определения и классификации ДЦП, в свете достижений неврологии развития, новых методов диагностики структурных нарушений головного мозга и усовершенствований в работе служб помощи детям с церебральным параличом. Основная задача этой переформулировки определения и классификации ДЦП в том, чтобы удовлетворить нужды клиницистов, исследователей, служб здравоохранения и семей, где есть больные дети, а также найти общий язык для лучшего общения между специалистами.

Эта рабочая группа, созданная при участии таких известных исследователей-медиков, как Бакс, Голдштейн, Розенбаум, Ренет и Колвер, пришла к заключению, что определения ДЦП, применявшиеся до настоящего времени, были недостаточными. Кроме того, эти специалисты подчеркнули, что все определения были сосредоточены на дефиците моторики и что хотя люди с ДЦП часто, помимо него, имеют другие сопутствующие заболевания, нужно установить индивидуальный и мультифакторный подход с целью соответствия функционального статуса каждого больного так же, как и определить характер его потребностей. Поэтому новая ориентация в понятии ДЦП основывается на мультифакторной перспективе, на вмешательстве, базирующемся на мультидисциплинарной модели и на определении, куда входят нарушения, которые часто сопровождают ДЦП. Наконец, специалисты предлагают, чтобы термин "Детский Церебральный Паралич" применялся лишь тогда, когда устанавливался окончательный диагноз, ориентация, эпидемиология, были выбраны общественные службы здравоохранения и проведены надлежащие исследования.

В последние годы перестали рассматривать ДЦП, как личную проблему человека, вызванную заболеванием, которая требует только вмешательства врачей. Начали считать, что проблемы, присущие инвалидности, не являются частными, но что их обусловливают факторы окружающей среды. То есть функциональные нарушения, которые могут быть у человека, страдающего ДЦП, могут компенсироваться за счет помощи, имеющейся в его окружении. Деятельность человека с ДЦП улучшится, если ему будут предоставлены необходимые виды помощи.

Окончательный вариант доклада "Об определении и классификации церебрального паралича" группы специалистов под руководством Маррея, Голдштейна и Бакса, был опубликован в приложении к журналу "Developmental Medecine and Child Neurology" в январе 2007 года. В этой монографии наряду с кратким историческим очерком о понятии ДЦП, описываются определения и классификации данного недуга, используемые в настоящее время европейскими исследовательскими группами (SCPE), исследовательскими группами из Австралии, и таковыми Матча и соавторов. Также в него включены краткие статьи об использовании нового понятия и классификации ДЦП с клинической точки зрения и в будущей работе служб предоставления медицинской помощи.

Марта Бадида Корбелья

Источник: журнал "Сигло Серо",

2007 год

Перевод с испанского В.М.Труфанова

 
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот