Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

У Вашего ребенка детский церебральный паралич

(Пособие для родителей, которые учатся помогать своим детям)

Автор: Испанская Ассоциативная Федерация Помощи Людям с Церебральным Параличом (АСПАСЭ)

1999 год

Сегодня мы заканчиваем публиковать эту брошюру, переведенную Василием Труфановым. Конечно, та работа, которая проводится в Испании с этими детьми, отличается от российских реалий. Разумеется, и в Испании – не эталон такой работы. Но, хотелось бы, чтобы Вы, прочитав, сами для себя решили: "Вот это нам нравится и мы хотим своим детям того же" и начали предлагать у себя на местах и работать.Потому что, никто не сделает для наших детей лучше, чем мы сами.

4. КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ УЧИТЬСЯ И ОВЛАДЕВАТЬ НУЖНЫМИ НАВЫКАМИ

Необходимость в играх.

Основной способ обучения детей - это игра. Игра необходима детям с церебральным параличом так же, как и всем другим детям. Вы должны будете оказывать своему ребенку большую помощь и уделять ему много времени, так как дети, страдающие этим заболеванием, зачастую нуждаются в большей поддержке.

 

Первые игры.

Как правило, первые игры вашего малыша будут сходны с играми других детей. Помните, что многие дети с церебральным параличом становятся очень напряжены и у них усиливаются мышечные спазмы, когда они лежат на спине. Поэтому вам следует класть ребенка набок или на живот. Если вы кладете ребенка набок, то нужно помочь ему сохранить это положение, подкладывая под спину валик, чтобы ребенок мог на него опереться. Также хорошо менять положение малыша примерно каждые 20 минут.

Вам не обязательно играть с ребенком постоянно и помните, что игра должна быть для него развлечением, как и для любого другого ребенка. Следите за тем, чтобы он играл короткие промежутки времени, и старайтесь вводить элементы игры в повседневные дела такие, как купание и одевание ребенка. Таким образом, они будут для вас легче, а ваш ребенок скорее овладеет полезными навыками.

Дальнейшие навыки.

Многие дети с церебральным параличом не могут правильно владеть руками. Вам нужно с самого начала учить ребенка правильным движениям рук. Давайте ему пробовать вещи наощупь и побуждайте его брать мелкие игрушки и другие предметы. Пока он играет с ними, пытайтесь заставить его издавать звуки и делать определенные движения.

Очень важно побуждать ребенка к тому или иному действию, избегая при этом чрезмерной помощи. Таким образом, он научится постигать многое самостоятельно. Конечно, не следует ставить перед ним слишком сложных задач, так как в этом случае он может потерять интерес.

Когда ребенок станет старше, давайте ему какое-то время поиграть одному, чтобы он учился развлекать себя сам и самоутверждаться в чем-либо. Если это возможно, приглашайте также и других детей (особенно, братьев и сестер) поиграть с вашим ребенком.

Если ваш малыш научился держать равновесие, предлагайте ему игры, которые стимулируют равновесие, и помните, что даже дети с тяжелыми формами церебрального паралича могут научиться делать что-нибудь самостоятельно.

Помощь по дому.

Как и другие дети, многие малыши, страдающие церебральным параличом, стремятся помогать взрослым по дому. Объясните ребенку, что конкретно он должен делать, в то же время предоставляя ему возможность видеть, как это делаете вы, и пусть он, по мере своих сил, принимает участие в домашних работах. Если ребенок не может достать какие-либо домашние предметы, подведите его к ним и дайте их ребенку, чтобы он видел, что эти предметы собой представляют, для чего служат и как с ними нужно обращаться.

Узнавание предметов различной формы.

Это один из наиболее важных навыков, которому вы должны научить ребенка. Показывайте ему простые предметы разной формы и предлагайте поиграть с ними.

Игрушки, которые сделали вы сами.

Вы можете сами изготовить ребенку игрушки. Это будет быстро и не потребует больших затрат. Например, достаточно иметь тазик или тарелку с водой и какие-нибудь плавающие предметы, чтобы получились кораблики. В вашем распоряжении найдется немало книг, из которых можно почерпнуть множество советов на эту тему.

Выбор игрушек.

Многие фирмы изготавливают игрушки для детей с церебральным параличом. Если вы хотите купить ребенку какую-нибудь дорогую игрушку, посоветуйтесь с трудотерапевтом, назвав ему сумму, которую намерены израсходовать.

Приспособления для игры.

Есть специальные приспособления, например, колыбели из пористой резины, которые могут помочь детям с церебральным параличом. Проконсультируйтесь с врачами, какое из них может быть полезным для вашего ребенка.

Программы проведения каникул.

В некоторых районах существуют программы каникул для больных детей, как например, для детей с церебральным параличом. Естественно, речь идет, в основном, о летних каникулах, хотя в отдельных случаях бывают программы Рождественских каникул. Многие родители находят это полезным, так как смотреть за ребенком во время школьных каникул может быть особенно обременительным.

Для получения информации по таким программам вы сможете обратиться к своему лечащему врачу, в центр здоровья или к специалистам, занимающимися с вашим ребенком.

Полезные советы:

  1. Когда вы предлагаете ребенку поиграть с игрушками, то дайте ему на выбор две-три из них и спрячьте те, с которыми он не хочет играть. Если ребенок окружен множеством игрушек, внимание его быстро рассеется. И он перестанет играть даже с игрушкой, которую выбрал первой.
  2. Всегда показывайте ребенку, как работает новая игрушка, причем не один раз, а столько, сколько потребуется для того, чтобы он это запомнил.
  3. Развивайте воображение ребенка. Например, рассказывайте ему сказки об игрушках, пока он играет с ними.
  4. Если у вашего ребенка не возникает желания играть, покажите ему, как вам самому/ой было бы весело поиграть в игрушки.
  5. Спрячьте одну или две игрушки, на крайний случай. И дайте их ребенку, когда ему станет скучно играть с теми, которые у него есть.
  6. Игрушки должны быть большими, особенно если ребенок находится на оральном этапе развития (Это такой этап, когда дети тащат в рот все, что попало).

Какую школу выбрать?

По закону, местные комиссии по Образованию обязаны, по мере возможности, создавать программы обучения детей с особыми потребностями в обычных школах. В условиях нормальных школ это может означать:

  1. Полную интеграцию, без каких-либо специальных средств и помощи извне.
  2. Полную интеграцию, включающую какую-либо специальную помощь во время еды, при письме, в ванной и т. д.
  3. Наличие спецклассов в школе для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата и определенное участие в ее работе комиссий по обычному среднему образованию.
  4. Спецшколу внутри школы для детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеется в виду спецшкола для детей с трудностями в обучении, сензитивными расстройствами или такими заболеваниями, как эпилепсия.

Есть также школы специального образования, существующие при частных благотворительных организациях, как например, Ассоциации Помощи Людям с Церебральным Параличом.

Мнение большинства родителей и специалистов в области образования таково, что дети с церебральным параличом должны учиться в нормальных школах. Однако для многих детей эта форма образования не может быть доступна и даже желательна, особенно если дети имеют множественные нарушения.

Выбор подходящей школы будет зависеть от личности ребенка, от степени поражения его центральной нервной системы и от возможностей, которые школа может ему предоставить. Разумеется, вы должны также учитывать престиж школы и ее социальное положение. Если ваши личные обстоятельства не позволят вам воспитывать ребенка дома, вам придется подумать о том, чтобы поместить его в интернат.

Помните, что если ваш ребенок учится в нормальной общеобразовательной школе, то, чтобы помогать ему, эта школа может нуждаться в проведении небольших структурных изменений. Если вы хотите водить ребенка в обычную школу, не забудьте подготовить его к этому в течение года.

Также нужно отметить, что большинство преподавателей обычных школ не имеет опыта в обучении и уходе за детьми с церебральным параличом, хотя иногда местное руководство предоставляет преподавателям службы специальной помощи. Объясните преподавателям, что может и чего не может делать ваш ребенок, в какой бытовой помощи он нуждается, не бывает ли у него эпилептических припадков и т. п. Если вы считаете, что не сумеете этого сами, попросите помочь своего врача или соцработника. Также вы можете попросить вашего трудотерапевта, чтобы он вместе с вами посетил школу и обсудил со всеми ее преподавателями адаптационные меры, в которых нуждается ваш ребенок.

Школы от Ассоциаций Помощи Людям с Церебральным Параличом

Ассоциации Помощи Людям с Церебральным Параличом имеют службы по Образованию, рассчитанные на детей от дошкольного возраста до 16 лет.

Для получения большей информации обращайтесь в Федерацию АСПАСЭ, тел. (91) 561-40-90.

Как может помочь микротехнология?

Слово "микротехнология", употребляется, по отношению к таким приборам, как компьютеры, синтезаторы речи и аппараты дистанционного управления, при помощи которых можно, не сходя с места, включать и выключать свет в комнате или менять телевизионные программы. Этот термин также объединяет множество альтернативных возможностей, которое дает использование данных приборов.

Микротехнология может послужить большим подспорьем для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так как позволяет им обрести самостоятельность и те же навыки, что и их здоровые сверстники. Компьютер может издавать звук, воспроизводить музыку, речь, раскрашивать картинки, а также писать буквы и слова различными шрифтами и различного размера. Помимо того, с его помощью ребенок учится писать. Компьютер также стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.

Компьютер может служить, как для разработки кистей рук и стоп, так и речи, голоса, правильного дыхания и даже движений глаз. Каждый родитель, умеющий обращаться со стиральной машиной или с видеомагнитофоном должен освоить и компьютер. Причем вам совсем не обязательно составлять программы.

Электроколяской ребенок может управлять с помощью нажатия рукой на кнопку на одном из ее подлокотников, но также он может делать это, привлекая другие части тела. Например, некоторые дети 3-х лет научились водить электроколяску, нажимая на 3 или 4 переключателя подбородком. Другим детям помогли преодолеть отсутствие речи системы общения такие, как речевые синтезаторы.

Все эти передовые технологии могут помочь вашему малышу даже с 2-х летнего возраста. Однако многие из таких приборов очень дорогие, поэтому необходимо накопить достаточно средств прежде, чем покупать какой-либо из них.

5. СООБЩЕНИЕ ДЛЯ БАБУШЕК И ДЕДУШЕК, РОДИТЕЛЕЙ, ДРУЗЕЙ И БЛИЗКИХ

У ребенка, которого вы знаете, детский церебральный паралич

Что такое детский церебральный паралич?

Если у ребенка детский церебральный паралич, это означает, что часть его головного мозга функционирует неправильно или что она недостаточно развита. Это поражение головного мозга может случаться до, во время и после родов в результате различных причин.

Каковы его признаки?

Дети с церебральным параличом не могут контролировать свой мышечный тонус, и поэтому их движения часто скованы и угловаты. Они с трудом удерживают равновесие. У одних детей поражение бывает частичным, и вы почти не сумеете его заметить. Но у других оно выражено в гораздо большей степени. Одни дети с церебральным параличом могут разговаривать, двигаться и ходить, но им требуется больше времени для того, чтобы научиться всему этому. Другие же вообще не могут ничего делать сами.

Некоторые дети, страдающие этим заболеванием, имеют также и другие проблемы со здоровьем, как например нарушения зрения или эпилепсию. Нередко у них бывают трудности в обучении (задержка умственного развития), хотя большинство таких детей обладает нормальным или даже выше среднего уровня интеллектом.

Иногда врачи затрудняются точно сказать, какой будет степень болезни у ребенка, особенно если он еще очень мал. Например, они не скажут, научится ли годовалый ребенок сидеть, разговаривать или ходить.

Помните, что детский церебральный паралич не заразен, и поэтому здоровым детям можно совершенно безбоязненно играть с теми детьми, кто им страдает.

Что можно сделать?

Церебральный паралич неизлечим, но можно сделать многое для того, чтобы ребенок, насколько возможно, научился управлять своими движениями, развивал интеллект и возможости социальной интеграции. Опытные специалисты (физиотерапевты, психологи, преподаватели и т. д.) научат родителей, как обращаться с ребенком и дать ему все необходимое для его развития.

Ребенку нужно приобрести также и некоторые социальные качества, уважение к себе, веру в себя и свои силы. Этому он сможет научиться только в общении с теми, кто за ним ухаживает и любит его.

Как вы можете помочь?

Дети, страдающие церебральным параличом, в основном, имеют те же потребности, что и их здоровые сверстники. Однако особые потребности этих детей заставляют страдать также родителей и близких. Вы сможете помочь семье, где есть такой ребенок, по-разному, например:

  1. Предложите им всю свою дружбу и поддержку, на какую только вы будете способны. Многие родители детей с этим заболеванием могут чувствовать себя покинутыми в тот момент, когда они больше всего нуждаются в участии со стороны друзей и близких. Не бойтесь спросить, не хотят ли они, чтобы вы зашли к ним немного поболтать.
  2. Как бы это ни было трудно, но постарайтесь поговорить с родителями о болезни ребенка. Они будут рады возможности высказать все, что у них на душе, близким им людям.
  3. Обращайтесь с ребенком, как со здоровым. Играйте с ним, разговаривайте, даже если он не может вам отвечать. Привлекайте к этому своих детей и детей ваших знакомых. Все дети нуждаются в общении, а те из них, у кого церебральный паралич - в особенности.
  4. Ухаживать за ребенком с церебральным параличом бывает очень тяжело для родителей, поэтому предложите им свою помощь, дайте им возможность время от времени выходить из дому. На короткий отрезок времени возьмите на себя уход за ребенком-инвалидом. Поверьте, что это не так трудно, как многим кажется. Кроме того, родители в точности объяснят вам, что и как нужно делать. Чтобы облегчить жизнь ребенка, его родителей и вашу собственную, старайтесь следовать привычному распорядку дня ребенка, не слишком балуйте и жалейте его.

 
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот