Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото

ребенок с аутизмом

 

 

      

 

      Другая территория - статья из рассылки "ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ":

    Ранний детский аутизм… Природа этого заболевания до сих пор не известна. Врачи дают только самые общие рекомендации или откровенно разводят руками, признаваясь в бессилии. Попробуем все-таки разобраться и попытаемся помочь. В этой статье – только начало разговора. На нашем сайте размещены материалы, продолжающие его. Но это все – не окончательно, а, значит, продолжение следует…Ранний детский аутизм - один из феноменов, кажущийся загадочным. Ребенок с легкостью разбирается в шахматных схемах и беззащитен перед самым неопытным соперником; стремится к общению - и делает все возможное, чтобы избежать контакта с людьми; выполняет акробатические сальто на спинке дивана - и с трудом учится завязывать шнурки на собственных ботинках.

Страдающим этим синдромом труднее всего дается одно из базовых стремлений человека - умение общаться с другими. Если вам интересно присмотреться к некоторым сторонам развития личности или вы хотите знать, почему некоторые дети кажутся особыми, то написанное ниже - для вас.

Что со мной?

Многие специалисты придерживаются точки зрения о врожденности раннего детского аутизма, другие считают, что его причина в какой-либо эмоциональной травме, которая произошла в первые дни или месяцы после появления ребенка на свет. В российской психологической школе наиболее распространено представление о том, что происхождение данного синдрома связано с недостаточностью нервной системы ребенка, которая может быть вызвана широким кругом причин, от генетической обусловленности до врожденных нарушений обмена веществ.

Считается, что ребенок рождается с особенностями, к которым он вынужден приспосабливаться в течение своей жизни. Вот они.

Повышенная чувствительность к разного рода стимулам (болезненная реакция на обычные звук, свет и прикосновение).

Ранимость при контакте с другим человеком (ребенку тяжело переносить слишком частое или интенсивное общение с близкими).

Эти две особенности ребенка сами по себе не являются прямой причиной дальнейшего развития аутистического поведения. Просто окружающий мир не может обеспечить чувство безопасности столь ранимому и мало выносливому в эмоциональном плане ребенку. В результате малыш вынужден ограничивать свое взаимодействие с миром и людьми.


Мне нужна защита
Страхи - одна из основных проблем аутичных детей. Они - следствие повышенной ранимости таких малышей и не всегда понятны окружающим. Ребенка могут испугать ощущения от дырки на колготках, звук, исходящий от кофемолки. Один мальчик, описываемый в книге "Аутичный ребенок", в четырехлетнем возрасте боялся входить в свою комнату. Когда он смог говорить, то объяснил взрослым, что его пугал непереносимо резкий луч света, падающий из окна на плинтус.

Вот основные способы защиты аутичных детей, поддерживающие их чувство безопасности.

Аутичный ребенок стремится сохранить постоянство своего существования, поэтому многие действия он повторяет бесчисленное количество раз в неизменных формах. Это могут быть однообразные раскачивания, прыжки, постукивания, произнесение одних и тех же звуков, слов и фраз, манипуляции с предметами, одинаковые игры, разговоры на одну и ту же тему, рисунки с неизменными сюжетами. Благодаря таким действиям он получает необходимые впечатления и заглушает неприятные эмоции, которые могут быть вызваны непереносимыми для него изменениями внешнего мира.

Ребенок выстраивает барьеры при контакте с близкими. Самой прочной защитой, характерной для детей с самой тяжелой формой синдрома, будет избегание какого-либо общения со взрослым. Самой легкой - чередование стремления малыша быть с родителями с отказом принимать взрослого в свою игру.

Обычно дети, которые не хотят исполнять требование взрослого, говорят об этом родителям - при условии, конечно, что последние готовы их выслушать. Аутичному ребенку труднее выразить отказ словами. Не устраивающее его предложение взрослого может вызвать у ребенка агрессию, направленную на себя или вовне.


Как я расту?

Умственное и физическое развитие ребенка происходит с другими людьми и для других людей.

Аутичному ребенку важно получать удовольствие самому, не взаимодействуя открыто с другими людьми. Поэтому интеллектуальный и двигательный потенциал, который присутствует у ребенка, реализуется в тех сферах, в которых малыш обходится без другого человека или по крайней мере без прямого контакта с ним.

Двигательное развитие. У ребенка медленно формируются бытовые навыки. Зато активно пополняется арсенал однообразных движений и манипуляций с предметами. Такой ребенок будет неуклюж в действиях, совершаемых для пользы. Однако проявит исключительную ловкость в свойственном ему поведении. Например, может перенестись, как акробат, с подоконника на стул, долго удерживать равновесие на спинке дивана.

Восприятие. Обычными для таких детей являются перебирания пальцами перед глазами, игра с бликами, тенями. Вычленение света, цвета, формы, ощущений своего тела у обыкновенного ребенка является первой ступенью для организации движения и более сложных форм восприятия, а для аутичного - становится объектом самостоятельного интереса.

Речь. Если в норме речь развивается как форма общения, выражения потребностей и желаний, то у аутичного ребенка речь, прежде всего, источник стимуляции самого себя. Последний будет увлеченно играть звуками, слогами и словами, рифмованием, пением, декламацией стихов, однако не сможет прямо обратиться к маме и попросить ее о чем-то, что ему необходимо.

Мышление. Мышление аутичного ребенка может развиваться в рамках такой ситуации, когда он полностью контролирует происходящее. Он может разворачивать одни и те же мыслительные схемы, однако ему сложно приспосабливаться к ежесекундно меняющемуся миру, непостоянству намерений другого человека. Ребенка, который упивается воспроизведением классических шахматных композиций, поставят в тупик ходы самого слабого партнера, действующего по своей, не известной заранее, логике.


Взгляд со стороны

Детей, которых называют аутичными, можно разделить на 4 группы.

1). Страдающие самой тяжелой, первой формой аутизма производят загадочное впечатление своим отрешенным и, тем не менее, часто лукавым и умным выражением лица. Они не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, часто не реагируют даже на боль, голод и холод, не выражают страх в ситуациях, в которых испугался бы любой другой ребенок.

Они не могут ни активно взаимодействовать с людьми, ни активно от них защищаться. Их реакция на обращение родителей - это уклонение от направленного в их сторону движения, плавное отведение взгляда от человека, который пытается посмотреть им в глаза. Если взрослый делает продолжительные попытки прямо вступить с ними в контакт, они могут начать кричать и проявлять агрессию по отношению к себе.

Их практически единственный путь получения впечатлений от мира - это полевое поведение. Оно заключается в перемещениях, которые определяются структурой пространства. Не ребенок идет куда-то, а вещи заставляют его передвигаться в определенном направлении: ковровая дорожка уносит его вглубь коридора, открытая дверь втягивает в другую комнату, ряд стульев провоцирует перепрыгивание с одного на другой и т.д.

Эти дети не говорят. Часть из них начинает говорить в раннем возрасте, но к двум с половиной - трем годам речь постепенно или резко исчезает. Такой ребенок не только не произносит слова, но также не использует жесты, мимику, изобразительные движения.

2). Лицо детей, которых специалисты относят ко второй группе, выражает страх, для них характерна скованность в движениях. Случайно встретив чей-то взгляд, они могут резко отвернуться, вскрикнуть или закрыть лицо руками.

У этих малышей рано формируется избирательность во всех сферах жизни, еде, одежде, неизменности маршрута, по которому они привыкают добираться до дома. Они не переносят изменений обстановки в квартире. Однако в отличие от предпочтений ребенка, не страдающего аутизмом, привычки таких детей фиксируются очень узко и жестко, любая попытка расширить их диапазон вызывает ужас.

Они стараются не отпускать родителей от себя и заставляют действовать последних привычным способом. Попытки взрослого не выполнить их требования могут провоцировать усиление однообразных действий и агрессию, направленную ребенком на себя.

Такие дети проявляют активность и изобретательность в получении приятных ощущений. Они захвачены движениями своего тела и однообразными манипуляциями с предметами.

Это говорящие дети, они могут использовать речь, чтобы выражать свои желания. Однако слова и фразы усваиваются ими в виде готовых штампов и жестко связаны с ситуациями, в которых они были выработаны. Бедность речи, направленной на общение со взрослым, часто сочетается у таких детей с любовью к стихам и словотворчеству, от которого они получают удовольствие.

3). Дети, у которых определяют третью форму аутизма, выглядят уже не отрешенными, не отчаянно отвергающими окружающее, а скорее сверхзахваченными своими стойкими интересами. Их лица выражают энтузиазм: блестящие глаза, застывшая улыбка; их движения однообразно порывисты.

У детей третьей группы так же, как и второй, рано появляются неизменные привычки. Однако они не так внимательны к детальному сохранению постоянства окружающей их обстановки, для них важнее отстоять неприкосновенность своих собственных программ поведения.

Они рано набирают большой словарный запас, начинают говорить сложными по форме фразами. Однако столь богатая речь в основном используется ребенком для необычного "диалога" со взрослым. Они любят говорить о том, что имеет для них негативную окраску, - о пожарах, бандитах или помойках, рисуют крыс, пиратов и т.д. Это, как правило, вызывает яркую реакцию взрослого и позволяет ребенку испытать острые ощущения, которых он ищет.

Когда такой ребенок говорит, вначале может показаться, что он обращается к собеседнику, а на самом деле его взгляд направлен "сквозь" человека; он произносит слова быстро, не заботясь о том, чтобы быть понятым.

4). Дети, принадлежащие к четвертой, самой легкой форме аутизма, внешне выглядят физически хрупкими, легко утомляющимися, скованными, неловкими. Для них характерна вялость, которая легко сменяется перевозбуждением. На их лицах часто застывает выражение тревоги, растерянности и неуверенности в себе.

Эти дети проявляют инициативу в общении и способны смотреть в лицо собеседнику, но контакт носит прерывистый характер: они держатся рядом, но могут полуотворачиваться, и взгляд их часто уплывает в сторону, чтобы затем вернуться к собеседнику.

Их речь замедленна, бедна и аграмматична, интонация затухает к концу фразы, однако она используется для построения диалога с людьми.

Такие дети также не отказываются от общения, в котором инициатива исходит от взрослого, однако такая форма взаимодействия их очень быстро утомляет.

Им не свойственны ни полевое поведение, ни однообразные манипуляции с предметами или собственным телом, ни захваченность пугающими их сюжетами. Они часто проявляют большие способности в сферах, не связанных с речью: музыке, конструировании. Их стремление к постоянству выражается в стойкой приверженности одним и тем же интересам.

Детей четвертой группы отличает следующая особенность. Они нуждаются в постоянной поддержке и одобрении близкого человека. С ней они могут свернуть горы, без нее кажутся беспомощными.

Я боюсь идти дальше, или сказка про аутичного малыша
Жил-был мальчик. Он очень хотел научиться танцевать и поэтому отправился в танцевальную студию. Он пришел на занятия группы для начинающих. Там он научился делать простые движения, а потом стал составлять из них простые схемы, так же как и все другие мальчики и девочки. Он быстро освоил первый уровень и решил перейти в группу продолжающих. И тут с ним произошла неожиданная вещь. Часть движений ему далась очень легко, и он перегнал в их исполнении лучших учащихся из своей группы, а некоторые новые "па" ему показались слишком сложными и не понравились. Из-за этого он не смог танцевать так же, как все. И ему понадобилось создавать свой собственный танец...

Аутичный ребенок рождается и начинает "танцевать" по своему пути развития и осваивать некоторые "па", из которых складывает свои первые схемы. Но в какой-то момент "решает", что некоторые па из нового репертуара для него слишком сложны, и начинает совершенствовать "движения", которые были им выучены на предыдущих этапах. И тогда схема нового танца удаляется от "стандартной" и кажется внешнему наблюдателю искаженной по отношению к той, которую "исполняет" не аутичный малыш. Чем на более ранней стадии ребенок не смог освоить всех "нужных па" и чем сложнее ему их выучить при поддержке близких, тем к более тяжелой форме аутизма его отнесут психологи-диагносты.

Что останавливает ребенка на пути развития? - Чувство страха.

Ребенок первой группы, кажется, не боится, а на самом деле пугается мира людей и предметов настолько, что делает только первые шажки в своем развитии и останавливается. Ребенок второй группы - пленник страха, который позволяет ему выстраивать очень узкие коридоры для своего общения с миром. Ребенок третьей группы пытается победить страх, но у него это не получается до конца: он делает из своих непережитых страхов игру по вызыванию негативных ярких эмоций у окружающих, и идет чуть дальше в своем развитии. Ребенок четвертой группы не боится, когда рядом мама, а без ее поддержки чувствует свою несостоятельность.

А теперь - окончание сказки.

Наш герой продолжает танцевать. Ему нравится это занятие. Но ему очень грустно. Ему очень хочется танцевать вместе с другими, но из множества танцоров, его окружающих, он не может найти себе пару. Некоторые свои па он отточил лучше других, но другие совсем простые ему никак не даются, и никто до конца не может понять его танец. Так знайте же его секрет! Он ищет волшебника, который разгадает тайну его движений, раскроет что-то очень важное, о чем танцует малыш, побудет вместе с ним и научит тем па, которые тот еще не освоил. И может быть, расскажет другим людям, в чем суть танца талантливого одиночки...

 
Рейтинг пользователей: / 12
ХудшийЛучший 

 

  Статья аутиста про аутистов.

  Д. Синклер

  Не плачьте о нас

  Родители часто рассказывают, что известие о том, что их ребенок является аутистом, было самым тяжелым событием в их жизни. Не-аутисты считают, что аутизм - это огромное несчастье, а родительский опыт представляет собой непрерывную череду разочарований и огорчений на всех этапах жизненного цикла ребенка и всей семьи.
Но это горе вызвано отнюдь не аутизмом ребенка как таковым.
Это горе из-за потери нормального ребенка, которого надеялись и ожидали получить родители.
Представления и надежды родителей и несоответствие между тем, что родители ожидают от ребенка данного возраста и реальным развитием их собственного ребенка, вызывают больший стресс и большие страдания, чем фактические сложности жизни с аутистом.
Это горе отчасти естественно, когда родители привыкают к факту, что ход событий и взаимоотношения, которых они ожидали, не станут реальностью. Но эти страдания о выдуманном нормальном ребенке должны быть отделены от восприятия ребенка, который у них есть: аутичного ребенка, который нуждается в поддержке и заботе взрослых и который может создать с этими людьми очень тесные эмоциональные отношения, если ему будет дана такая возможность.
Длительная концентрация внимания на аутизме, как на источнике страданий разрушительна и для родителей и для ребенка и препятствует развитию между ними приемлемых для обеих сторон, настоящих отношений. Ради них самих и ради их детей я советую родителям радикально изменить свое представление о том, что такое аутизм.
Я предлагаю вам взглянуть на аутизм и на ваши страдания с нашей точки зрения.
Аутизм - не аппендикс.
Аутизм не является "раковиной", в которую заключен человек.
За аутизмом нет спрятанного нормального ребенка. Аутизм - это способ существования.
Он всеобъемлющ; он определяет каждое событие, каждое чувство, восприятие, каждую мысль, каждое ощущение и каждое знакомство, каждый аспект существования.
Невозможно отделить аутизм от человека, а если бы это и было возможно, то это был бы уже совсем другой человек.
Это очень важно, поэтому остановитесь на минуту, чтобы осознать это: Аутизм - способ существования.
Невозможно избавить человека ои аутизма.
Поэтому, когда родители говорят: «Я хочу, чтобы у моего ребенка не было аутизма», на самом деле они говорят: «Я хочу, чтобы этого моего аутичного ребенка не было, а вместо него у меня был другой (не аутичный) ребенок».
Прочтите это еще раз. Вот что мы слышим, когда вы горюете о нашей жизни. Вот что мы слышим, когда вы молитесь о нашем выздоровлении. Когда вы рассказываете нам о своих самых заветных надеждах и мечтах о нашем будущем, мы понимаем, что ваше самое большое желание — чтобы однажды мы прекратили существовать и за нашими лицами поселились бы чужие люди, которых вы смогли бы любить.
Аутизм не является неприступной стеной.
Вы пытаетесь установить связь с вашим аутичным ребенком, а ребенок не отвечает.
Он вас не замечает; вы не можете установить с ней контакт; ничего не получается.
Это самое трудное, с чем приходится иметь дело. Вот только на самом деле это не так.
Подумайте об этом еще раз: Вы пытаетесь общаться как родитель с ребенком, в вашем привычном понимании того, что такое обычный ребенок, исходя из ваших собственных родительских чувств, опыта и интуиции. А ребенок не отвечает вам привычным для вас образом.
Это не означает, что ребенок вообще не может общаться. Это означает только то, что вы предлагаете ему систему взаимного общения, взаимного понимания сигналов и значений, на которые ваш ребенок просто не отвечает взаимностью. С таким же успехом вы могли бы попытаться завязать доверительный разговор с человеком, который не понимает вашего языка. Разумеется, этот человек не поймет, о чем вы говорите, не будет реагировать так, как вы ожидаете, и вообще может счесть весь процесс общения непонятным и неприятным.
Для того, чтобы пообщаться с человеком, родной язык которого отличается от вашего, потребуется немало усилий. Отличия аутизма гораздо глубже, чем только на уровне языка или культуры; аутисты будут "инопланетянами" в любом обществе. Вам придется отказаться от попыток найти общие значения. Вам придется отступить на такие, более базовые уровни, о которых вы, вероятно, не думали раньше; вам нужно будет переводить ваши мысли и проверять, понятны ли ваши переводы. Вам придется отказаться от уверенности, которую вы испытываете, находясь на знакомой территории, зная, что вы в ответе за все - и позволить вашему ребенку научить вас азам своего детского языка и хоть немного поделиться с вами своими представлениям о мире.
В итоге, если вы справитесь с этим, у вас все равно не будет обычных отношений типа "родитель-ребенок". Ваш аутичный ребенок может научиться говорить, ходить в обычную школу, институт, водить машину, жить самостоятельно, сделать карьеру - но никогда не будет относиться в вам так, как другие дети относятся к родителям. Ваш аутичный ребенок может вообще не заговорить, закончить специальную школу в рамках какой-нибудь попечительной программы; в течение всей жизни ему нужен будет ваш постоянный уход и присмотр - но при этом вы все равно сможете поддерживать с ним какие-то контакты. Мы общаемся по-другому. Если вы будете слишком настаивать на вещах, которые в вашем понимании являются нормальными, вы можете столкнуться с разочарованием, возмущением, обидой, даже проявлениями гнева и ненависти. Подойдите к процессу общения уважительно, без предубеждений, будьте открыты к изучению нового - и вы откроете для себя мир, который даже не могли себе представить.
Да, это требует больше усилий, чем общение с неаутичными людьми. Но это можно сделать - если только неаутичные люди не будут более ограниченными, чем мы, в своем умении общаться. Мы тратим на это всю жизнь. Каждый из нас, кто научится говорить с вами, кому вообще удается функционировать в вашем обществе; каждый, кому удается установить с вами связь, существует на чужой территории и устанавливает связь с чужими существами. Мы тратим на это всю жизнь. И после этого вы говорите, что мы не умеем общаться.
Аутизм - не смерть.
Разумеется, аутизм это не то, чего ждут или предполагают большинство родителей перед рождением ребенка. Они ожидают, что ребенок будет похож на них, что он будет жить с ними в одном мире и общаться с ними без необходимости их интенсивного обучения способам общения с чужеземцами. Даже если у детей есть другие нарушения здоровья (не аутизм), родители общаются с детьми на условиях, которые сами считают нормальными, и в большинстве случаев, даже с учетом ограничений, вызванных нарушениями здоровья, бывает, что они устанавливают с детьми тесную связь, которой они добиваются,
Но этого не происходит, если ребенок - аутист. Больше всего родителей расстраивает невозможность установления ожидаемых отношений с ребенком, который по ожиданиям должен был быть нормальным. Эти страдания вполне реальны, к ним нужно подготовиться, поскольку это на всю жизнь - но это не имеет никакого отношения к аутизму.
По сути, речь идет о том, что рождение ребенка было для вас чрезвычайно важным событием, вы его ждали с радостью, а потом постепенно, а может быть и сразу вы поняли, что тут что-то не так. Неважно, сколько у вас других, нормальных детей, ничто не сможет изменить того факта, что на этот раз ваш долгожданный ребенок, о котором вы мечтали, оказался совсем не таким.
Такое же чувство родители испытывают, если ребенок рождается мертвым, или живет совсем недолго и умирает в младенчестве. Речь не идет об аутизме, речь идет о несбывшихся ожиданиях.
Я считаю, что лучше всего эти вопросы рассматривать не в центрах аутизма, а в центрах психологической поддержки и консультирования для родителей. Там родителей обучают, как примириться с утратой - не забыть о ней, но позволить перевести ее в прошлое, чтобы мысли о несчастье не терзали их постоянно. Их приучают к мысли о том, что их ребенка больше никогда не будет. Что самое важное, они учатся не переносить свое горе на других своих детей.
При аутизме вы не теряете своего ребенка навсегда. Вам кажется, что вы потеряли его, потому что он никогда не будет таким, как вы ожидали. Аутичный ребенок ни в чем не виноват, и мы не должны нести на себе бремя ответственности. Нам нужны семьи (и мы заслуживаем этого), которые будут нас понимать и ценить за то что мы есть, а не семьи, чье видение затуманено призраками детей, которых никогда не было. Если это нужно, горюйте о несбывшихся мечтах. Но не горюйте о нас. Мы живые. Мы настоящие. Мы уже здесь, и мы ждем вас.
Я думаю, что именно этим и должны заниматься организации по вопросам аутизма: не скорбеть о том, чего не было, но изучать то, что есть. Вы нам нужны. Нам нужны ваши помощь и понимание. Ваш мир не очень открыт для нас и мы не сможем в нем разобраться без вашей сильной поддержки. Да, с аутизмом связана трагедия: не в связи с фактом нашего существования, а из-за вещей, которые с нами происходят. Если хотите, можете об этом грустить. Но лучше хорошенько разозлиться и начать что-нибудь делать. Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас. Да и как это может быть по другому, если наши собственные родители скорбят о том, что произвели нас на свет?
Взгляните на своего аутичного ребенка, и скажите себе, кем он не является. Скажите: "Это не тот ребенок, которого мы ждали в течение всего этого времени. Это не тот ребенок, с которым я так долго планировал поделиться своим опытом. Этот ребенок не появился. Это не тот ребенок." После этого можно погоревать, если хочется, и начать учиться, что же делать дальше.
Посмотрите на аутичного ребенка еще раз и скажите себе: "Это не тот ребенок, которого я ждал. Это инопланетянин, который случайно приземлился у меня. Я не знаю, кто этот ребенок и кем он станет. Но я знаю, что это ребенок, выброшенный в чужой мир, без своих инопланетных родителей, которые знают, как о нем позаботиться. Ему нужен кто-нибудь, кто о нем позаботится, кто будет его учить, понимать и защищать. Так случилось, что этот инопланетный ребенок попал в мою жизнь, поэтому теперь я буду и хочу за это отвечать."
Если эта перспектива вас устраивает, присоединяйтесь к нам со всей решимостью, с надеждой и радостью. Вас ждет приключение на всю жизнь.

 
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

  

    

      

 

     Генетический код для человека дождя

 

В качестве предисловия. Статья, на наш взгляд, интересная, но не бесспорная. Я бы поспорила о необходимости лечения таблетками или исправлении на генном уровне "человека дождя". Поэтому, предоставляем Вам её как пищу для размышлений и приглашаем к диалогу на страницах нашего сайта "Город Золотой"

 

При аутизме нарушаются способности человека к социальным контактам, но при этом нередко улучшается его умственный потенциал.

Изучать причины умственных отклонений в полной мере стало возможным лишь благодаря достижениям генетики. Однако этих знаний пока недостаточно, чтобы избавить человечество от риска таких отклонений. К тому же некоторые из них могут оказаться небесполезными. Так, британский психиатр профессор Майкл Фитцджеральд (Michael Fitzgerald) утверждает, что многие великие люди — Эйнштейн, Ньютон, Оруэлл, Моцарт, Кант — страдали лёгкой формой аутизма, при которой существенно снижаются социальные способности, но не интеллект. И именно поэтому были гениями.

В 1866 году английский врач Джон Лэнгдон Даун (John Langdon Haydon Down, 1828–1896) описал синдром умственной отсталости людей, отметив, что при этом отклонении некоторые стороны проявлений умственной деятельности человека могут и не затрагиваться. Через двадцать лет доктор Даун сообщил своим коллегам об удивительном пациенте с умственными отклонениями, который наизусть читал огромные пассажи из популярного труда известного британского историка Эдварда Гиббона (Edward Gibbon, 1737–1794) "Закат и падение Римской империи".

Медлительность ума

Вскрыть сущность болезней, связанных с умственными отклонениями, позволили достижения учёных-генетиков, давшие возможность выйти на молекулярный уровень познания генетических структур наследования. В ходе многолетней работы им удалось выяснить, что множество хронических заболеваний являются в ряде случаев проявлением генетических нарушений.

Сегодня учёные уже знают, что синдром Дауна возникает при наличии трёх хромосом двадцать первой пары. Лишняя хромосома несёт так называемую "критическую зону" синдрома Дауна (Down Syndrome Critical Region), в которой находится от 20 до 30 генов, кодирующих самые разные белки, ответственные за развитие и гибель нейронов и клеток иммунной системы, строение черепа и всего скелета.

Описание больного, о котором писал доктор Даун, очень подходит американцу Киму Пику (Kim Peek) 1951 года рождения. Он поражал исследователей своими способностями. Например, прочёл толстый роман Тома Клэнси (Tom Clancy) "Охота за "Красным Октябрем"" за полтора часа! А через четыре месяца Ким легко назвал имя, описал русского капитана подлодки и зачитал наизусть несколько страниц книги. Пик страдал нарушениями координации, поэтому в 1988 году его голову "просветили" с помощью ядерно-магнитного резонанса (ЯМР, или МРТ — магнитно-резонансного томографа). Врачей поразило то, что у Кима практически отсутствовало так называемое мозолистое тело (corpus callosum), представляющее собой сплетение миллионов отростков нервных клеток (аксонов), соединяющих правое и левое полушария мозга. считается, что именно Ким Пик стал прототипом героя знаменитого фильма "Человек дождя".

Умственная отсталость может возникать и в результате наследственных болезней, связанных с ошибками метаболизма. К таким расстройствам относится фенилкетонурия (фенилпировиноградная олигофрения), которая связана с нарушением обмена аминкислоты фенилаланина. В 12-й хромосоме находится ген, который кодирует синтез фермента, окисляющего аминокислоту фенилаланин. При мутации гена недоокислённая аминокислота превращается в токсичный для нервных клеток кетон. Дети, родившиеся с таким диагнозом, некоторое время назад были обречены на тяжелую умственную отсталость: поступающий с пищей фенилаланин не подвергался необходимым превращениям, в результате чего страдали функции мозга. Сегодня можно избежать столь тяжелых последствий, если сразу же после рождения больного ребёнка исключить из пищи продукты, содержащие фенилаланин. Такие диеты разработаны и применяются.

Но не только генетические нарушения виновны в недоразвитии умственных способностей человека. Высоко в Альпах по берегам Роны расположен швейцарский кантон Валуа (Valois), в диалекте жителей которого есть слово "кретин". Оно произошло от латинского "христианин"/"крестьянин". Диалектное словечко, которым жители долин называли туго соображающих горцев, вошло в жаргон французских врачей, связавших кретинизм с нехваткой йода в воде и пище жителей гор. Йод, как известно, необходим для нормального функционирования гормона щитовидной железы, отвечающей за поддержание нормального уровня обмена веществ в организме и, соответственно, развитие мозга.

Феноменальные способности в компенсацию

Сегодня мы являемся свидетелями расшифровок уже индивидуальных геномов отдельных людей. В октябре прошлого года о прочтении своего генома сообщил Крэйг Вентер (Craig Venter), который пять лет назад был одним их тех, кто впервые расшифровал геном человека. Все эти годы ученые полагали, что каждый человек отличается от другого примерно на 0,1% своего генома (похоже, что именно эти отличия вызывают всем известную реакцию отторжения пересаженных органов и тканей). При более детальном и точном анализе оказалось, что различия геномов достигают полупроцента! Поэтому нет ничего удивительного в том, что одни люди становятся лауреатами самых престижных премий, а другие достигают успеха в бизнесе, искусстве, спорте или политической деятельности.

Одним из примеров подобных различий является удивительное состояние, описанное впервые американским врачом австрийского происхождения Лео Каннером (Leo Kanner, 1894–1981) в 1943 году, и получившее название "синдром раннего детского аутизма". Это малоизученная на сегодняшний день аномалия познавательных функций, проявляющяяся в нарушении способности человека к социальным взаимодействиям, но не нарушающая, а иногда даже улучшающая его умственные способности. Для аутичных детей характерны не только замкнутость и отчуждённость, но и неспособность участвовать в играх сверстников. До описания аутизма подобные состояния психики называли детской, или инфантильной, шизофренией.

Наглядный пример человека, страдающего аутизмом, показан в фильме "Человек дождя", в котором герой Дастина Хоффмана (Dustin Hoffman), игравшего аутиста, чуть не разоряет казино благодаря своим феноменальным способностям к счету. А в фильме "Восход Меркурия" "крепкий орешек" Брюс Уильямс (Bruce Williams) сыграл роль агента ФБР, который защищает страдающего аутизмом мальчика Саймона, благодаря своим способностям расшифровавшего код сверхсекретной программы "Меркурий".

Учёные давно подозревали, что аутизм связан с генетическими отклонениями. Так, если аутизмом страдает один из близнецов, то более чем в 90% случаев однояйцовый близнец так же будет подвержен этому синдрому, у разнояйцовых же близнецов совпадение наблюдается лишь в 10–50%. Сегодня учёные изучают не столько генетические первопричины аутизма, сколько корреляции тех или иных симптомов с определёнными мутациями. Наибольшее подозрение вызывают два гена, один из которых был открыт ещё в 1992 году в Юго-западном медицинском центре (Southwestern Medical Center) при Техасском университете (University of Texas) в Далласе.

Эти гены кодируют белки нейролигин и нейрексин, которые связывают между собой нервные клетки в так называемых синапсах — местах контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал клеткой. Первая мутация в гене нейролигина у детей с аутизмом была обнаружена всего лишь четыре года тому назад в парижском Институте Пастера (Institut Pasteur). Вскоре в журнале "Nature" были опубликованы данные исследования, в ходе которого выявилась явная корреляция отклонения с состоянием гена нейролигина.

Надо оговориться, что далеко не у всех страдающих аутизмом обнаруживаются мутации в гене нейролигина. Но на сегодняшний день это пока что единственная серьёзная "зацепка". Вот почему учёные столь внимательно отнеслись к этому открытию, которое может дать направление дальнейшим поискам.

Аутичные мыши обойдутся без компании

Группа учёных, работающая под руководством Томаса Зюдхофа (Thomas C. Sudhof), создала генетически модифицированных мышей, в геноме которых содержится мутантная форма гена, кодирующего белок нейролигин. Этот белок играет важную роль в синапсах, обеспечивающих взаимодействие нейронов мозга. Мутации этого гена, а также некоторых других генов, которые кодируют белки, взаимодействующие с нейролигином, наблюдаются в геномах страдающих аутизмом людей.

Учёные, экспериментируя на мышах, "поменяли" эволюционно консервативную, то есть очень стойкую на протяжении миллионов лет аминокислоту аргинин в 451 положении белковой цепи на "нейтральный" цистеин. В результате замены, которая обнаруживается и у детей, белок стал значительно хуже выполнять свою функцию, в два раза увеличилось время проведения нервного импульса через синапс. Нарушение проводимости нервных контактов можно сравнить с замедлением по каким-то причинам движения на дорогах, из-за чего увеличивается время в пути.

Наиболее выраженной поведенческой аномалией, характерной для модифицированных мышей, стало нарушение способности к общению с другими животными. В то же время у мышей-мутантов улучшилась память и способности к пространственному обучению: например, они гораздо быстрее, чем нормальные животные, запоминают расположение платформы, погруженной в мутную воду. При этом у животных не наблюдается других нарушений функционирования нервной системы, таких как аномальная двигательная активность и нарушения моторной памяти.

По словам Зюдхофа, трансгенные мыши являются лучшей из существующих на сегодняшний день моделей аутизма. Авторы планируют использовать животных для изучения роли белков семейства нейролигинов в функционировании нервной системы и развитии умственных отклонений.

Уроки быстрого "чтения"

Прогресс в изучении умственных отклонений будет, несомненно, связан с увеличением геномной статистики, которой пока мало в силу дороговизны нынешний классических методов "чтения" ДНК и их высокой технологической сложности, трудно поддающейся компьютеризации. Однако два недавних сообщения вселяют надежду, что вскоре лёд тронется.

Одно пришло от доктора Тимоти Харриса (Тimothy D. Наrris) и возглавляемой им группы исследователей из корпорации Helicos Biosciences, Университета штата Огайо в городе Атенс (Ohio University) и Стэнфордского университета (Stanford University). Они сумели быстро и дёшево проанализировать ДНК макрофага М13, представляющего собой вирус бактерии. Предложенный метод анализирует сотни тысяч (280 тысяч в данном случае) фрагментов ДНК одновременно по методу одиночных, то есть отдельных, молекулярных последовательностей (Single Molecular Sequence). При этом удалось резко повысить "орфографическую точность", то есть соответствие совокупности анализируемых фрагментов оригинальным "текстам" ДНК.

К тому же группе удалось избавиться от необходимости применения дорогостоящих ферментов и так называемой "полимеразной цепной реакции" (ПЦР, без которой пока не обходился ни один анализ ДНК. ПЦPпозволяет точно обнаружить необходимый фрагмент генетического материала, а затем с помощью ДНК-репликации делает его копии для дальнейшего изучения. Но именно ПЦPи вносит в результате большинство ошибок "чтения".

Ещё более многообещающим видится новый метод, предложенный Дэвидом Уилером (David A. Wheeler) из Центра по изучению генома человека при Бэйлорском медицинском колледже (Human Genome Sequencing Center, Baylor College of Medicine) и его коллегами. Описание метода появилось в апрельском номере журнала "Nature". Уиллер предлагает использовать все самые последние достижения: лазерные "пинцеты", пластиковые микросферы, на поверхность которых пинцетами "сажают" отдельные молекулы ДНК, а также оптическое волокно. На поверхности его поперечного среза делается углубление, или "колодец", объём которого не превышает пиколитр (одной триллионной литра). Эффективность и быстрота нового метода анализа также достигается за счёт параллельного "чтения" генетических последовательностей — более ста тысяч фрагментов одновременно. Использование оптического волокна позволяет удешевить "чтение" геномов, что делает "персональную геномику" вполне достижимой.

Хотелось бы также отметить и последние значимые достижения. Учёные медицинского факультета Гарвардского университета (Harvard Medical School) и бостонского Детского госпиталя в Бостоне (Children's Hospital) опубликовали в журнале "Sciencе" в июле этого года статью. Они обратили внимание на то, что примерно у 20% аутичных детей отмечаются также и эпилепсия или же медленные волны на ЭЭГ, являющиеся предшественником развития этого заболевания.

Относительно давно было замечено, что у некоторых детей с аутизмом в длинном плече третьей хромосомы наблюдается "нехватка" примерно миллионов "букв" ген-кода — точнее, 886 000 — которые назвали DIA (Deleted in Autism). В этом участке находится известный ген РСDН, который отвечает за "сцепление", или адгезию, нервных клеток. Контакты нервных клеток очень важны для их нормального функционирования, в частности, для формирования синапсов, их возбуждения и торможения.

Помимо указанного гена в этом же хромосомном "регионе" находится и ген NHE. Этот ген кодирует синтез белкового канала, через который происходит "прокачка" натриевых и водородных ионов, что крайне важно для нормального возбуждения нейрона. В Гарварде обнаружили, что в результате точечной мутации, приводящей к замене буквы кода цитозина на тимин, синтез белка обрывается на аминокислоте аргинине в 423 положении. Если же ген NHE мутирует чуть позже (на аминокислоте лизине), то мозг ребенка начинает генерировать медленные волны — предшественники эпилепсии.

Все эти достижения последних лет позволяют надеяться, что совсем скоро учёные смогут не только понять причины, вызывающие умственные отклонения в развитии, но, возможно, и препятствовать их возникновению. Впервые за полвека учёные смогли существенно продвинуться в понимании аутизма и других умственных отклонений. Следующий шаг, который мы вправе ожидать, — появление лекарств для устранения умственного недоразвития.

Игорь Лалаянц

20.08.2008

Журнал "Вокруг Света"

 

 

  Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет):

 

Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH

Продолжение. Начало – в рассылках №140, 141

Реестр 1: Возраст развития и содержание упражнений. (продолжение)

Возраст развития 3 - 4 года

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

Имитируя положить руки на бедра, голову и т.п.

Делать простые фигурки из пластилина (пластилин)

Функциональная сфера –

Восприятие

Упражнение

Сложить по образцу фигурку из кубиков (10 кубиков)

Соотносить 3 различные формы (картон или бумага)

Соотносить формы различного размера (бумага, картон, клей, ножницы)

Различать предметы по цвету (8 разных предметов, 2 блюда)

Поставить цветные кубики на соответствующее место (цветные кубики, бумага с цветными полями)

Распознавать и воспроизводить последовательность шумов

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

Подъем по лестнице переменным шагом

Бег с препятствиями среднейтрудности (стулья, веник, мебель и т.п.)

Прыжки "лягушкой" без остановки

Пропрыгать на одной или двух ногах расстояние в 5 м

Сохранять равновесие во время одновременных движений руками и ногами

Перекатываться по полу

Идти по линии, не теряя равновесия (клейкая лента, мел)

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

Ощупывать различные предметы по контуру (мяч, стол, книга и т.п.)

Сложить бумажную игрушку (2 разного цвета полоски бумаги)

Отрезать кусочки от полоскибумаги (ножницы, бумага)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

Построить из трех деталей простую конструкцию (ящик строительных моделей из дерева)

Вылепить из пластилина различные предметы (пластилин,мяч,миска, кубик)

Вылепить из пластилина различные предметы, изображенные на картинках (пластилин, картинки)

Соединить рисунок, разорванный на две части (цветная и белая бумага, карандаши, ножницы, клей)

Взять щипцами небольшие предметы (щипцы, подставка для яиц, кубик, бусины)

Провести линию, соединив две точки (бумага, карандаш)

Соединить ряд точек, чтобы выполнить простой рисунок (бумага, фломастеры)

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

Соотносить кубики по цвету (разноцветные кубики)

Систематизировать предметы по их функциональной принадлежности (коробка, ложка и вилка, носок и ботинок, зубная щетка и паста)

Сортировать рисунки простых предметов по их функциям (рисунки предметов быта)

Сортировать предметы по их предназначению (носок, рубашка, штаны)

Понимать названия основных цветов (цветные кубики, бусы, бумага)

Искать спрятанные предметы(несколько обычных предметов)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

Отвечать на вопрос словами"большой", "маленький" или подавать соответствующий знак (кубики, бусины)

Различать рисунки лиц мужского и женского пола, используя местоимения "он" и "она" (картинки из журналов)

Понимание и использование обозначений места: "на" и "под"(3 чашки, сладости)

Самостоятельно делать выбор: "или ... или" (вещи домашнего обихода)

Беседовать с кем-нибудь, отвечая на простые вопросы (картинки из журналов, бусины, чашки)

Передать краткое сообщение

Образовывать множественное число (предметы быта)

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

Расстегнуть и застегнуть куртку без помощи (куртка с большими пуговицами)

Наливать воду из кувшина в меньшую емкость (кувшин, прозрачные бокалы)

Самостоятельно чистить зубы (зубная щетка и паста)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

Изобразить контакт куклы с куклой другого человека (две театральные куклы)

Игра на воображение

Вытереть тряпкой стол (поднос, губка, бумага)

Осознать понятие "брать" и "давать" (Коробка, игрушки, сладости)

Правильно разложить приборына столе (столовый прибор, тарелки)

Возраст развития 4 - 5 лет

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

Подражать походке животных (3 игрушки животных или картинки животных)

Имитация различных поз тела (фотографии людей, находящихся в различных позах)

Последовательно подражать двум простым действиям

Осознанно воспринимать и подражать понятиям "тихо / громко", "быстро / медленно" (2 ложки, 2 сковороды)

Функциональная сфера –

Восприятие

Упражнение

Игра в домино с партнером (коробка домино)

Разложить ряд фигур из бумаги слева направо (цветные формы из бумаги)

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

Бросить мяч через подвешенную автомобильную шину (автомобильная шина, канат, мяч)

Бросить мяч так, чтобы он высоко подпрыгнул (большой мяч)

Кувыркаться

Сделать 10 шагов "слоновой" походкой

Пронести несколько метров в ложке картофелину (столовая ложка, картофелина)

Балансировать без помощи на балке (доска, кирпичи)

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

Три больших болта и гайки различной величины сопоставить без помощи друг с другом и соединить

Сложить бумагу и разрезать ее вчетырех местах (бумага, ножницы)

Развесить на веревке белье (бельевые прищепки, белье, полотенце, носки, веревка)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

Отрезать отмеченные полоски бумаги (бумага, ножницы, фломастеры)

Вырезать простые рисунки без помощи (книга с рисунками, ножницы, карандаш)

Навинтить три гайки на болты одинакового размера (доска, болты, гайки)

Навинтить три гайки различного размера на соответствующие болты

Протянуть нить через отверстие в картоне (картон, шнурок от ботинка)

Написать большие буквы,соединяя точки (бумага, карандаши, фломастер)

Соединить точки в круги и четырехугольники (бумага, карандаши, фломастер)

Соединить точки в диагональные линии и кресты (бумага, карандаши, фломастер)

Нарисовать простые геометрические формы (картон, карандаш, бумага)

Превратить геометрические формы в картинки (бумага, карандаши)

Написать буквами имя (цветная бумага, белая бумага, картон)

Закончить простой рисунок (бумага, картон)

Рисовать простые формы, соединяя точки (бумага, картон, фломастеры

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

Найти предмет, который подходит к другим предметам (коробки, яблоко, банан, лимон, машинка)

Осознавать течение суток (картинки, изображающие различные действия, осуществляемые ребенком ежедневно)

Составить фигуру человека (цветная бумага, ножницы, картон)

Распознавать противоположности ("сладкий" и "кислый", например: конфеты и лимон)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

Назвать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат)

Назвать предназначения предметов домашнего обихода (книга, ложка, чашка, машинка)

Называть время суток (рисунки лиц, занимающихся ежедневными делами)

Считать до пяти (кубики)

Назвать четыре цвета (цветные кубики)

Рассказывать истории - 1 (телевизор)

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

1. Самостоятельно и быстро одеваться (будильник)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

Выполнять работу по дому (салфетки, прибор, коробка для столовых приборов)

Принимать активное участие в игре (мягкая игрушка)

Понять потребности другого человека (салфетка, куртка, расческа)

Возраст развития 5 - 6 лет

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

1. Читать написанное слово(картинки со словами)

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

Бег со сложными препятствиями

Ударить по бейсбольному мячу (мяч, клейкая лента, канат, деревянная клюшка)

Пробежать, изображая тачку

Тянуть тяжелый пакет

Перетягивание каната

Прыжки "Петрушки"

Прыжки со скакалкой

Игра в "классики"

Балансировать на балке

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

Закрепить кнопки на доске(кнопки, доска)

. Связать коврик (цветная бумага)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

Расположить на бумаге с цветными точками несколько кнопок (кнопки, доска)

Писать цифры (бумага,карандаши)

Провести линию по лабиринту (бумага, картон, прозрачная пленка)

Рисовать фигуру человека (бумага,картон)

Найти и нарисовать предмет тойже категории (бумага, карандаш)

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

Последовательно разложить картинки (серии рисунков)

Показать соответствующие картинки, отвечая на вопросы "Кто? Что? Где?"

Понимать указание места "в","под", "за" (бумага, картон)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

Рассказывать истории, описывая детали картинок (книга с иллюстрациями)

Понятие времени (бумага,фломастер, рисунки)

Перечислить дни недели

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

Самостоятельно приготовить закуску (продукты, кухонные принадлежности)

Самостоятельно купаться (смеситель с цветными кранами)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

Самостоятельно нарисовать простой рисунок (бумага, карандаши)

Рисовать, следуя письменным указаниям (бумага, карандаши)

Различать "мое" и"твое" (коробка, фотографии)

Отвечатьна телефонный звонок(игрушечный телефон)

Читать и следовать простым письменным указаниям (коробка, бумага, карандаш)

Продолжение СЛЕДУЕТ.

Шоплер Э.

Ланзинд М.

Ватерc Л.

http://www.pedlib.ru

 

 

Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет):

Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH

Продолжение. Начало – в рассылке №140

Реестр 1: Возраст развития и содержание упражнений. (продолжение)

Возраст развития 1 - 2 года

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

Подражая касаться различных частей тела.

Подражая хлопать в ладоши

Имитация движения рук

Играть с предметами, вызывающими шум (2 пищащих зверька, два звоночка, 2 сигнальных свистка, коробок средней величины)

Имитация движения губ (зеркало)

Подражать письму (большие карандаши, бумага)

Подражать движениям по уходу за телом (расческа, мочалка, зубная щетка)

Подражательные упражнения

Подражать шумам, которые издают предметы (3 игрушки или предметы домашнего обихода)

Рисовать по образцу горизонтальные линии (3 карандаша, 3 листа бумаги)

Функциональная сфера –

Восприятие

Упражнение

Приносить определенные предметы (коробки средней величины, пары предметов из повседневного обихода)

Прятать предметы (3 разные чашки, 3 одинаковых чашки, кусочки пищи)

Раскладывать кубики по обозначенным местам (4 кубика, бумага или коробка, карандаш)

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

Умение поймать предмет (мягкий моторика резиновый или пластиковый мяч средней величины)

Взбираться на препятствия и перелезать через них (коробки из-под обуви, низкая табуретка, толстый словарь, пакеты из-под молока)

Простой бег с препятствиями (различная мебель, канат)

Поднимать с пола игрушки (матерчатый зверек, кубик, мяч, маленькая коробка)

Носить предметы (4 большие коробки из-под обуви, цветная бумага)

Подняться по лестнице (лестница, канат, карандаш)

Катить мяч - 1 (большой мяч)

Катить мяч - 2 (большой мяч)

Бежать без поддержки (деревянная палка, веревка)

Идти в сторону и назад (игрушка со шнуром)

Гимнастика: коснуться носков

Открывать двери и ящики шкафов (мелкие игрушки, шкафы с ящиками)

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

Набирать ложкой сахар (ложка, сахар, 2 вазочки)

Поднимать копейки (копейки, банка из-под кофе с пластмассовой крышкой)

Открывать различные емкости (коробка из-под обуви, большой спичечный коробок, банка из-под кофе с пластмассовой крышкой, шкатулка)

Давать и брать (2 коробки среднего размера, 4 предмета разной величины и формы)

Нажимать кнопки (кнопки включения света, музыки, механические игрушки)

Снимать носки (большой носок, пластмассовая бутылка, небольшое вознаграждение)

Складывать бумагу (бумага)

Писать каракули (2 больших карандаша, бумага, маленький коробок)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

. Пирамида из колец (пирамида из колец)

Строительство башни (4 деревянных кубика)

Укладывать кубик в банку (банка из-под кофе с пластиковой крышкой, кубики)

Доска с отверстиями (ручка от веника, коробка из-под обуви)

Доска с отверстиями (банка, коробка,4 карандаша)

Раскрашивание (карандаши, бумага)

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

Систематизировать одинаковые предметы - 1 (4 пары одинаковых предметов, маленький коробок)

Систематизировать одинаковые предметы - 2 (4 пары одинаковых предметов, большой коробок)

Подобрать к картинкам предметы (5 предметов обихода, 5 соответствующих картинок)

Простая сортировка (2 емкости для сортировки, 4 карандаша, 4 бусины)

Показать названные предметы в помещении (4 предмета домашнего обихода)

Выучить имена членов семьи (любые предметы домашнего обихода)

Различать слова, обозначающие действия (мяч)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

Здороваться и прощаться

Называть собственное имя (зеркало)

Подражать голосам животных и шумам из окружающей среды (машины, самолет, матерчатые звери: собака и кошка)

Слова, обозначающие действия (изображения людей, выполняющих повседневные действия)

Называть членов семьи (фотографии членов семьи)

Пение

"Большие" (кусочки пищи)

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

Есть ложкой (ложка)

Вместо пальца использовать ложку (ложка)

Пить из чашки (небольшая чашка)

Снимать носки (большой носок,закрывающаяся бутылка)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

Лошадка - качалка (лошадка -качалка)

"Поцелуй!"

Вместе катить игрушечный автомобиль (грузовик, сладости)

Возраст развития 2 - 3 года

Функциональная сфера –

Имитация

Упражнение

Имитировать движения руки (бусины, нитка)

Имитационные упражнения с пластилином (пластилин)

Имитируя, одновременно касаться двух частей тела

Подражательные упражнения нижней челюстью и языком

Имитационные упражнения с предметами домашнего обихода (деревянная ложка, кастрюля, мяч, тесто)

Подражать игре в куклы (2 куклы, 2 матерчатых зверька, маленькие полотенца, носовые платки, чайные ложки)

Подражать голосам животных (миниатюрные зверьки или изображения животных)

Функциональная сфера –

Восприятие

Упражнение

Соотносить фигуры (бумага,фломастеры, карандаши)

Различать источники шума (3пары предметов, которые издают определенный шум)

Коробка с формами (коробка из-под обуви, 3 предмета, разных по форме и величине)

Функциональная сфера –

Грубая моторика

Упражнение

Стоять на одной ноге (2 стула, деревянная палка).

Играть в футбол (два стула, большой мяч)

Стоять на носках

Гимнастика: прыжки (шнурок,мочалка)

Игра в кегли (большой мяч, молочные пакеты)

Бросать мешочки с бобами(2 мешочка с бобами, коробок).

Функциональная сфера –

Тонкая моторика

Упражнение

Пускать мыльные пузыри(баночки с мыльной жидкостью)

Откручивать крышку (3маленьких баночки с закручивающейся крышкой, сладости)

Упражнения для пальцев

Тянуть за шнур (игрушечные часы)

Упражнение для кисти (мочалка,мягкий резиновый мяч)

Бельевые прищепки (6 легких пластмассовых бельевых прищепок, коробок из-под обуви)

Функциональная сфера –

Координация глаз и рук

Упражнение

Нанизывать бусы – 1 (шнурок, бусы)

Нанизывать бусы – 2 (шток для чистки трубки, бусы)

Нанизывать бусы – 3 (бусы, шнурок от ботинка)

. Пристегивать прищепки (6 пластмассовых бельевых прищепок, банка)

Подготовительное упражнение для рисования: рисовать одним пальцем (мелкая тарелка, сахар)

Функциональная сфера –

Познавательная деятельность

Упражнение

Соотносить различные похожие предметы, которые отличаются друг от друга (рисунки похожих, но неидентичных предметов (например, сапоги и туфли))

Уметь рассортировать предметы питания по двум понятиям: "есть" и "пить" (картинки с различными продуктами питания и напитками)

Понимать указания, которые состоят из нескольких слов (4 обычных предмета: ложка, чашка, банка, игрушечная машинка)

Указать в комнате на все предметыиз одной категории: одежда, еда и т.д.

Различать и соотносить похожие формы: круг, квадрат, треугольник (картон, фломастер)

Понимать наименование животных (3 игрушечные зверюшки или их рисунки)

Функциональная сфера –

Речь

Упражнение

Выражать желание одним словом (лестница, мяч, велосипед)

Из двух данных предметов назвать нужный (предметы домашнего обихода)

Сказать, кому принадлежит предмет (ботинки отца, сумка мамы)

Отвечать на короткие вопросы словами "да" и "нет" (предметы домашнего обихода)

Без помощи назвать 4 животных (рисунки животных)

Назвать предметы, относящиеся к одной категории (предметы домашнего обихода)

Описать картинки простыми предложениями (картон, рисунки людей, которые бегут, сидят, едят)

Функциональная сфера –

Самообслуживание

Упражнение

Есть вилкой (пластмассовая вилка)

Отличать съедобное отнесъедобного (булка, кубик, конфеты, бусинка)

Самостоятельно одеть куртку (широкая куртка или кофта)

Надеть брюки (брюки)

Самостоятельно ходить на горшок (детский горшок)

Самостоятельно умываться (мочалка, мыло)

Застегивание пуговиц - 1 (плотныйкартон, ткань, большая пуговица)

Функциональная сфера –

Социальные отношения

Упражнение

Бросить бумагу в мусорное ведро по просьбе другого человека (бумага, ведро)

Спрятаться от кого-то или кого-то искать

Выполнить 3 - 4 последовательных действия (кукла, щетка для волос, мочалка)

Построить башню из кубиков вместе со взрослым человеком (кубики)

Продолжение СЛЕДУЕТ.

Шоплер Э.

Ланзинд М.

Ватерc Л.

 

 
Еще статьи...
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот