Get Adobe Flash player
логопед
напишите нам
случайное фото

родителям


Известно, что у детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей,  так и органов артикуляции. Это способствует  проявлениям  общей  и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы  при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной апраксии. Для улучшения  ощущений  артикуляционных поз  и движений используются упражнения  с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами  со зрительным контролем  с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания  на проприоцептивных ощущениях.

Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения  при оральной апраксии, но и тем, что ее проявления неблагоприятно влияют  на развитие лексической стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образа» слова приводит у нестойкости  между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в недоразвитии лексики.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики  при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть  нарушений  артикуляционной моторики обычно  коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Эти данные  определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи  при ДЦП проявляются в виде  различных форм дизартрии. Логопедическая работа  дифференцируется в зависимости от формы  дизартрии, уровня речевого развития  и возраста ребенка.

При  псевдобульбарной дизартрии у детей с ДЦП обычно преобладает ее спастический вариант. В этом случае  основной задачей является предварительное снижение мышечного тонуса  в речевой  и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз  и положений для проведения логопедической работы.

При экстрапирамидной дизартрии, когда имеет место не постоянное  повышение мышечного тонуса по типу тонических спазмов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию  и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Кроме того, важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, направленные на стимуляцию  проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению  артикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность  артикуляционных движений и их ощущений, развивать  интонационно ритмическую  и мелодическую сторону речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Логопедическая работа проводится поэтапно.

Первый этап -  подготовительный. Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста -  воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей  на этом этапе является  развитие  сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня  развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения  в ребенка стимулируют  начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проходит на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап- формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных  движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц  артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления  шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяют тонизирующий массаж, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы.

Третьим направлением движения является движение вниз от лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные  пальцы на точку, находящуюся между серединой  верхней губы и углом  рта  с обеих сторон. Движения  идут от средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок  губы  возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся  при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, рот широкий.

После расслабления, тренируем пассивно-активные движения губ. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому  движение вниз в полости рта языка лучше достигается при широко открытом рте. В этом положении логопед шпателем производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого дыхания.

Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар-шарик, куб-кубик, большой-маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности – мячом играют, ложкой едят и т.д.  Обучают сличать предметы и их изображения, слушать  и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают  о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых  необходимо участие большого пальца.

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в обращении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительной координации.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти  и пальцев рук. При развитии функции кисти особое внимание следует уделить тренировке захвата и отпускания предмета, отведения – приведения предплечья и кисти, стимуляция изолированных движений пальцев.

При воспитании ребенка с ДЦП важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных  расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное  развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения  психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

Ранняя логопедическая работа при ДЦП.

Известно, что у детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей,  так и органов артикуляции. Это способствует  проявлениям  общей  и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы  при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной апраксии. Для улучшения  ощущений  артикуляционных поз  и движений используются упражнения  с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами  со зрительным контролем  с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания  на проприоцептивных ощущениях.

Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения  при оральной апраксии, но и тем, что ее проявления неблагоприятно влияют  на развитие лексической стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образа» слова приводит у нестойкости  между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в недоразвитии лексики.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики  при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть  нарушений  артикуляционной моторики обычно  коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Эти данные  определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи  при ДЦП проявляются в виде  различных форм дизартрии. Логопедическая работа  дифференцируется в зависимости от формы  дизартрии, уровня речевого развития  и возраста ребенка.

При  псевдобульбарной дизартрии у детей с ДЦП обычно преобладает ее спастический вариант. В этом случае  основной задачей является предварительное снижение мышечного тонуса  в речевой  и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз  и положений для проведения логопедической работы.

При экстрапирамидной дизартрии, когда имеет место не постоянное  повышение мышечного тонуса по типу тонических спазмов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию  и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Кроме того, важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, направленные на стимуляцию  проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению  артикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность  артикуляционных движений и их ощущений, развивать  интонационно ритмическую  и мелодическую сторону речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Логопедическая работа проводится поэтапно.

Первый этап -  подготовительный. Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста -  воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей  на этом этапе является  развитие  сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня  развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения  в ребенка стимулируют  начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проходит на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап- формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных  движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц  артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления  шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяют тонизирующий массаж, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы.

Третьим направлением движения является движение вниз от лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные  пальцы на точку, находящуюся между серединой  верхней губы и углом  рта  с обеих сторон. Движения  идут от средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок  губы  возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся  при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, рот широкий.

После расслабления, тренируем пассивно-активные движения губ. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому  движение вниз в полости рта языка лучше достигается при широко открытом рте. В этом положении логопед шпателем производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого дыхания.

Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар-шарик, куб-кубик, большой-маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности – мячом играют, ложкой едят и т.д.  Обучают сличать предметы и их изображения, слушать  и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают  о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых  необходимо участие большого пальца.

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в обращении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительной координации.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти  и пальцев рук. При развитии функции кисти особое внимание следует уделить тренировке захвата и отпускания предмета, отведения – приведения предплечья и кисти, стимуляция изолированных движений пальцев.

При воспитании ребенка с ДЦП важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных  расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное  развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения  психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

Ранняя логопедическая работа при ДЦП.

Известно, что у детей  с церебральным параличом наиболее частыми формами речевых нарушений являются различные формы дизартрии. Ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей,  так и органов артикуляции. Это способствует  проявлениям  общей  и артикуляционной апраксии, что затрудняет выполнение целенаправленных движений и усиливает нарушения звукопроизношения.

Одной из важных задач логопедической работы  при ДЦП является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, преодоление и предупреждение оральной апраксии. Для улучшения  ощущений  артикуляционных поз  и движений используются упражнения  с сопротивлением, чередования упражнений с открытыми глазами  со зрительным контролем  с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения внимания  на проприоцептивных ощущениях.

Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения  при оральной апраксии, но и тем, что ее проявления неблагоприятно влияют  на развитие лексической стороны речи. Слабость ощущений «двигательного образа» слова приводит у нестойкости  между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в недоразвитии лексики.

Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики  при ДЦП проявляется также в том, что тяжесть  нарушений  артикуляционной моторики обычно  коррелирует с тяжестью нарушений функции рук.

Эти данные  определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребенка.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи  при ДЦП проявляются в виде  различных форм дизартрии. Логопедическая работа  дифференцируется в зависимости от формы  дизартрии, уровня речевого развития  и возраста ребенка.

При  псевдобульбарной дизартрии у детей с ДЦП обычно преобладает ее спастический вариант. В этом случае  основной задачей является предварительное снижение мышечного тонуса  в речевой  и скелетной мускулатуре с помощью подбора специальных поз  и положений для проведения логопедической работы.

При экстрапирамидной дизартрии, когда имеет место не постоянное  повышение мышечного тонуса по типу тонических спазмов и насильственные движения резко затрудняют артикуляцию, фонацию  и голосообразование, также необходимы специальные условия для проведения логопедической работы с устранением всех внешних резких стимулов. Кроме того, важное значение имеют специальные приемы логопедического воздействия, направленные на стимуляцию  проприоцептивной афферентации от речевой мускулатуры, что способствует лучшему ощущению  артикуляционных поз и движений речевой мускулатуры.

При мозжечковой дизартрии важно развивать точность  артикуляционных движений и их ощущений, развивать  интонационно ритмическую  и мелодическую сторону речи, работать над синхронизацией процессов артикуляции, дыхания и голосообразования.

Логопедическая работа проводится поэтапно.

Первый этап -  подготовительный. Основные цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов; у ребенка раннего возраста -  воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.

Важной задачей  на этом этапе является  развитие  сенсорных функций, особенно слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.

Методы и приемы дифференцируются в зависимости от уровня  развития речи, возраста и формы дизартрии. При отсутствии речевых средств общения  в ребенка стимулируют  начальные голосовые реакции и вызывают звукоподражания, которым придают характер коммуникативной значимости.

Логопедическая работа проходит на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап- формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель – развитие речевого общения и звукового анализа. Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений: при спастичности – расслабление мышц артикуляционного аппарата, выработка контроля над положением рта, развитие артикуляционных  движений, развитие голоса; коррекция речевого дыхания; развитие ощущений артикуляционных движений и артикуляционного праксиса.

Работа по расслаблению мышц  артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления  шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам. Они производятся легкими поглаживающими движениями кончиков пальцев в медленном темпе.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяют тонизирующий массаж, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы.

Третьим направлением движения является движение вниз от лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные  пальцы на точку, находящуюся между серединой  верхней губы и углом  рта  с обеих сторон. Движения  идут от средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок  губы  возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся  при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, рот широкий.

После расслабления, тренируем пассивно-активные движения губ. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти. Поэтому  движение вниз в полости рта языка лучше достигается при широко открытом рте. В этом положении логопед шпателем производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.

Важное значение в логопедической работе имеет также артикуляционная гимнастика. При ее проведении большое значение имеет тактильно-проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.

Артикуляционная гимнастика языка начинается с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем развивают общие движения языка, сначала менее, а затем все более дифференцированные. Работа над артикуляционной моторикой сочетается с развитием голоса и речевого дыхания.

Пассивный словарь обогащают такими словами, как форма, величина, цвет, такой же, похожий, больше, меньше. Учат сравнивать контрастные по величине предметы, различать объемные формы предметов, показывая и называя их: шар-шарик, куб-кубик, большой-маленький. Объясняют назначение отдельных предметов в практической деятельности – мячом играют, ложкой едят и т.д.  Обучают сличать предметы и их изображения, слушать  и понимать речь взрослого, рассматривать картинки в книгах. Ребенку рассказывают  о предметах, нарисованных на картинках, и просят его показать названную картинку. Подбирают игрушки, для захватывания которых  необходимо участие большого пальца.

Важное значение имеет развитие игровой деятельности в обращении со сверстниками, обучение и коррекция нарушенных функций в процессе игры, воспитание навыков самообслуживания и гигиены, формирование манипулятивной деятельности, зрительной координации.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяют тренировке функциональных возможностей кисти  и пальцев рук. При развитии функции кисти особое внимание следует уделить тренировке захвата и отпускания предмета, отведения – приведения предплечья и кисти, стимуляция изолированных движений пальцев.

При воспитании ребенка с ДЦП важное значение имеет развитие его эмоционально-волевой сферы, предупреждение невротических и неврозоподобных  расстройств, особенно страхов, повышенной возбудимости в сочетании с неуверенностью в своих силах.

У ребенка с церебральным параличом часто отмечается своеобразное  развитие по типу психического инфантилизма. Для предупреждения  психического инфантилизма важно развивать у ребенка волю и уверенность в своих силах.

Розенвассер Марина Владимировна

По материалам  портала http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/rannyaya-logopedicheskaya-rabota-pri-dtsp

 

игры на подражание с малышом

 

РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ! Поговорим обо всем! Дети

20 фев 2013 в 11:00

Игры с текстами стихов на подражание и взаимодействие для детей 2-3 лет.

Подражание имеет большое значение в развитии личности ребенка. Через подражание и взаимодействие он открывает для себя окружающий мир. Малыш не просто копирует чужое поведение, но и учится воспринимать себя в этом мире.

Игры на подражание – важная часть общения и начало взаимодействия между взрослыми и детьми. При проведении игры включите свои актерские способности, старайтесь выразительно проговаривать стихи с соответсвующими интонациями и мимикой.

Игры, которые мы приводим ниже, подходят и двух-трехгодовалым малышам и деткам более старшего возраста, например, с их помощью можно устраивать веселые физкультминутки.

На начальном этапе помогайте малышу выполнять движения в соответствии со стихотворным текстом. 

► Солнышко

(Ребенок и вы приседаете на корточки)

Утром солнышко встает:
Выше-выше-выше. (медленно поднимаетесь с корточек, вытянув руки высоко вверх)
Вечером, как устает, -
Ниже-ниже-ниже. (снова садитесь на корточки, опуская руки)

►Птички – лисички

На дереве – птички, (поднимаете руку вверх)
Под деревом – лисички. (приседаете на корточки)
На дереве - листочки, (поднимаете руку вверх)
Под деревом – грибочки. (приседаете на корточки)

►Вверх - вниз

Ввеpх - до неба, (руки вверх, потянуться, встать на носочки)
Вниз - до тpавки. (приседаем)
Ввеpх - до неба,
Вниз - до тpавки.
А тепеpь покpужились (кружимся)
И вниз повалились. ("валимся" на пол)

►Водитель

(Рассказывайте ребенку стихотворение, дополняя его соответствующими действиями, ребенок пусть повторяет за вами).
Постучал в кабину еж: (постучите кулаком по столу)
«Эй, водитель, как живешь? 
Хочешь яблок и конфет? 
Хочешь бублик на обед?
Что ж ты фыркаешь, сопишь, (пофыркайте, посопите) 
На меня ты не глядишь?" (колечки из указательных и больших пальцев подносим к глазам)
И сказал водитель строго: (сделайте серьёзное лицо)
«Я смотрю лишь на дорогу. 
Видишь, я веду трамвай. (поднимите палец вверх)
Ты меня не отвлекай!" (погрозите пальцем)

►Гимнастика для ручек и ножек

Хлоп! Раз, еще раз, 
Мы похлопаем сейчас. (хлопаем)
А потом скорей-скорей 
Хлопай-хлопай веселей! (хлопаем чуть быстрее)
Пальчик о пальчик - тук да тук, (стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга)
Хлопай, хлопай, хлопай! (хлопаем)
Пальчик о пальчик - тук да тук, 
Топай, топай, топай! (топаем)

►Две птички

Жили 2 птички - (показываем две руки)
сестрички-синички.
Сидели тесно, 
Им было тепло. (сжать ручки в кулачки, выставив 2 больших пальца)
Вот, одна из них взлетела, 
Полетела и запела. (поднять правую руку вверх и пошевелить пальцами)
Вот, вторая полетела, 
Тоже песенку запела. (поднять левую руку вверх и пошевелить пальцами)
Солнышко их обогрело. 
Вот, как стало весело! (поводить руками из стороны в сторону)

►Воробей

Андрей-воробей,
на болоте сидел (раскачиваемся из стороны в сторону) 
И лягушек много съел: 
"Ам-ам-ам-ам". (наклоняемся, широко открываем рот и произносим "ам"). И живот не заболел! (гладим ладошкой свой животик)

►Зайка

Заинька-зайка, (прыгаем, поджав руки, имитируя зайку)
Маленький зайка, (присесть на корточки)
Длинные ушки, (приставить к голове — ладошки-ушки)
Быстрые ножки! (побегать)
Заинька-зайка, (прыгать, поджав руки, имитируя зайку)
Маленький зайка, (присесть на корточки)
Деток боишься,
Зайка-трусишка. (обхватить себя руками, изображая страх, и «дрожать»)

►Мишка

Мишка, мишка косолапый,
Мишка по лесу идет. (идем вперевалку)
Мишка хочет сладких ягод, (гладим себя по животу, облизываемся)
Да никак их не найдет. (оглядываемся по сторонам, пожимаем плечами)
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал. (делаем вид, будто едим ягоды)
Подошли к мишутке детки, (ходьба на месте)
Мишка ягодки им дал. (протягиваем вперед руки вверх ладошками) 

►Зарядка

(Рассказывая стихотворение, изображаем зверушек).
Скачет лягушонок: « Ква-ква-ква!» 
Плавает утенок: «Кря-кря-кря!»
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Быстрая синица: "Тюр-лю-лю", -
В воздухе резвится: «Тюр-лю-лю!»
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Прыгает козленок: «Ме-ме-ме!» 
А за ним ягненок: «Бе-бе-бе!»
Все вокруг стараются, спортом занимаются!
Вот мы на зарядке, раз-два-три,
Утром на площадке, раз-два-три!
Видите, стараемся, спортом занимаемся!

►Песенка зайки 

По тропинке зайчик скачет, 
Отчего-то горько плачет. (попрыгать)
Что у зайки за беда, 
Кто обидел и когда? (покачать головой)
"Рыжехвостая лисица Утащила рукавицы. (развести руки в стороны)
Лапки мёрзнут у зайчишки, 
Помогите мне, детишки!" (потереть рука об руку, как бы греясь)
Мы возьмем клубок и спицы, 
Зайке свяжем рукавицы. (двигаем кулаками вверх-вниз, имитируя вязание)
Как теплее лапкам станет, 
Зайка плакать перестанет! (прыгаем)

►Прыг да скок

(Рассказывайте ребенку стихотворение, побуждая его выполнять соответствующие действия: прыгать, бегать, приседать, хлопать).

Прыг да скок – танцуют дети,
Прыг да скок, прыг да скок!
Прыг да скок – танцуют дети,
Прыг - под самый потолок!
Побежали наши дети 
Все быстрей и быстрей, 
Заплясали наши дети 
Веселей, веселей! 
Хлоп да хлоп – танцуют дети, 
Хлоп да хлоп - пустились в пляс, 
Хлоп да хлоп – танцуют дети, 
Вот, как весело у нас!
Побежали наши дети
Все быстрей и быстрей, Заплясали наши дети
Веселей, веселей! 
Приседают наши дети, 
Приседают дружно в ряд, 
Приседают наши дети, 
Вот, как весело у нас!
Побежали наши дети, 
Все быстрей и быстрей!
Заплясали наши дети, 
Веселей, веселей! Прыг да скок – танцуют дети - Прыг да скок, прыг да скок!
Прыг да скок – танцуют дети, 
Прыг - под самый потолок!

►Медвежата в чаще жили

Медвежата в чаще жили, 
Головой своей крутили - (крутим головой во все стороны) Вот так, вот так,
Головой своей крутили. (руки - на поясе, поворачиваем голову вправо-влево)
Медвежата мед искали, 
Дружно дерево качали- (делаем вид, будто раскачиваем дерево)
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали. (ноги - на ширине плеч, руки - вверх, наклоны туловища вправо-влево)
Вперевалочку ходили, (ходим вразвалку)
И из речки воду пили. 
Вот так, вот так 
И из речки воду пили. (ходим, как медвежата, делаем наклоны вперед) 
А потом они плясали, (свободный танец)
Выше лапы поднимали!
Вот так, вот так, 
Выше лапы поднимали!

►Птички - невелички

Ой, летали птички, 
Птички-невелички. 
Все летали, все летали, 
Крыльями махали. 
Все летали, все летали, 
Крыльями махали (ходим по комнате, машем руками).
На дорожку сели, 
Зернышки поели. 
«Клю-клю-клю, клю-клю-клю. 
Как я зернышки люблю!
Клю-клю-клю, клю-клю-клю. 
Как я зернышки люблю!" (приседаем и «клюём зернышки» - стучим пальчиками)

►Туки-туки

"Туки–так, туки-так!" - (руки согнуты, кулаки сжаты, движениями изображаем паровоз)
Так колеса стучат. 
"Токи–ток, токи-ток!" - (стучим одним одним кулаком об другой)
Так стучит молоток. "Туки–ток, туки-ток!" - (топаем по полу)
Так стучит каблучок.

►Обезьянки

Рано утром на полянке (хлопаем в ладоши)
Так резвятся обезьянки:
Правой ножкой - топ, топ!
Левой ножкой - топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? (встаем на носочки и тянемся вверх)

 
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

 

Опросник сенсорно-моторной истории для родителей детей раннего возраста.

Этот опросник был разработан Шэрон Кермак и Элис Миллер в 90-х годах.
Он создан для того, чтобы помочь Вам понять, как процесс обработки сенсорной информации влияет на общее развитие Вашего ребенка. Некоторые вопросы относятся к реакциям ребенка на ощущения, включая прикосновения, движения, зрение, слух, вкус и запахи. 
Другие вопросы относятся к вопросам саморегулирования ребенка и его поведения, включая уровень активности, питание, организованность и внимание, сон и социально-эмоциональные навыки, все те моменты, на которые сильно влияет процесс обработки сенсорной информации. 
Все вопросы предполагают варианты ответов □ часто □ иногда □ редко.

Чувства
Прикосновения: Ваш ребенок….
1. Избегает или не любит, когда у него грязные руки?
2. Расстраивается при умывании лица?
3. Расстраивается при расчесывании волос или стрижке ногтей?
4. Предпочитает одежду с длинным рукавом даже когда жарко?
5. Избегает носить одежду из определенных тканей?
6. Имеет проблемы со сменой одежды при смене сезонов?
7. Избегает ходить босиком, особенно по песку или траве?
8. Раздражается от ярлычков на одежде?
9. Жалуется, что носки неправильно одеты?
10. Жалуется на сбитые, неровные простыни?
11. Стремится вырваться, если удерживают или обнимают?
12. Выражают дискомфорт, если к нему дружески прикасаются другие?
13. Чаще предпочитает трогать других сам, чем позволять прикасаться к себе?
14. Имеет тенденцию сталкиваться с другими или толкать их?
15. Кажется чрезмерно боящимся щекотки?
16. Кажется чрезмерно чувствительным к боли и беспокоится от малейшего пореза?
17. Выказывает необычную потребность дотрагиваться до определенных текстур, поверхностей, игрушек?
18. Часто тянет в рот предметы или одежду?
19. Не может определить какую силу необходимо приложить, например, при поглаживании домашнего животного?

Движения: Ваш ребенок….
1. Становится беспокойным или подавленным, когда ноги отрываются от земли?
2. Избегает карабканья или прыжков?
3. Демонстрирует нежелание участвовать в спортивных или подвижных играх?
4. Кажется, что он боится ловить мяч?
5. Выказывает страх падения или высоты?
6. Не любит лифты или эскалаторы?
7. Не любит ездить на машине?
8. Не любит действий, когда голова наклонена вниз (как при мытье волос), или переворотов через голову?
9. Любит, когда опрокидывают вниз головой или поднимают высоко вверх?
10. Ищет возможности любых движений?
11. Наслаждается каруселью и быстрой ездой?
12. Часто и подолгу прыгает на кровати или любой другой пружинящей поверхности?
13. Любит кружиться вокруг себя?
14. Раскачивается телом или качает головой?
15. Целенаправленно стукается головой?
16. Бросается для развлечения на пол, стены, других людей?
17. Слишком рискованно играет?

Визуальные: Ваш ребенок….
1. Быстро теряет внимание к визуальным стимулам?
2. Выражает дискомфорт от яркого света?
3. Избегает или испытывает трудности при прямом визуальном контакте?
4. С трудом выбирает один предмет из многих, как, например, при поиске определенной игрушки в коробке с игрушками?
Звуковые: Ваш ребенок….
1. Становится невнимательным или у него проблемы, когда вокруг очень шумно?
2. Отрицательно реагирует на неожиданные или громкие шумы?
3. Любит производить громкие звуки?
Вкус и запах: Ваш ребенок….
1. Исследует предметы, обнюхивая их?
2. Кажется раздраженным запахами, которых другие люди не замечают?
3. Жует или лижет несъедобные предметы?

Навыки, относящиеся к ощущениям
Уровень активности
: Ваш ребенок….
1. Имеет тенденцию быть особенно активным и все время в движении?
2. Имеет тенденцию слишком суетиться, сидя на стуле во время еды или выполнения заданий?
3. Имеет тенденцию быть неосторожным и импульсивным?
4. В игре кажется агрессивным?

Питание: Ваш ребенок….
1. Нуждается в помощи при кормлении?
2. Как правило, ест неряшливо?
3. Часто проливает жидкости?
4. Слюнотечение?
5. Имеет проблемы с жеванием?
6. Имеет проблемы с глотанием?
7. Имеет проблемы или не любит есть пищу, состоящую из кусочков, например, супы с кусочками продуктов?
8. Набивает рот или кладет слишком много еды в рот сразу

Организованность: Ваш ребенок….
1. Часто теряет вещи, например домашнее задание или пальто?
2. Легко теряется?
3. С трудом переносит изменения в планах или ожиданиях?
4. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой?
5. Нуждается в дополнительной помощи, чтобы начать задание или дело?
6. Быстро становится рассеянным во время игры или работы?
7. Имеет короткий период внимания?

Сон: Ваш ребенок….
1. Имеет нерегулярные промежутки сна?
2. Часто просыпается ночью?
3. С трудом засыпает?
4. Нуждается в меньшем количестве сна, чем другие дети?

Социально-эмоциональные: Ваш ребенок….
1. Плохо ладит с другими детьми своего возраста?
2. Слишком восприимчив к критике?
3. Кажется слишком беспокойным или испуганным?
4. Имеет тенденцию быть тихим или замкнутым?
5. Имеет тенденцию легко расстраиваться?
6. Имеет тенденцию быть необычно конфликтным или упрямым?
7. Часто подвержен вспышкам раздражения или злости?
8. Кажется, что он нуждается в большей защите от жизни, чем другие дети?

Если вы много раз отметите «Часто», то скорее всего у Вас ребенок с нарушением обработки сенсорной информации. 
Из книги «Разбалансированный ребенок» Кэрол Сток Крановиц.
 

 

Педагогическое сопровождение ребенка с ДЦП раннего возраста

 


Корзюкова А.А.,
социальный педагог
У детей с ДЦП задержано и в той или иной степени нарушено овладение всеми двигательными функциями. Двигательные нарушения, в свою очередь, оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических и речевых функций. Именно поэтому так важно как можно раньше выявлять нарушения в двигательной сфере ребенка.
Раннее начало занятий с ребенком особенно в первые 3 года жизни способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма, предотвращению более тяжелых последствий в дальнейшем. Темпы моторного, познавательного и речевого развития ребенка с ДЦП могут быть очень разнообразные. Часто обнаруживается диспропорция в развитии отдельных функций. Таким образом, ребенок нуждается в комплексной коррекционной работе по развитию движения, речи и познавательных процессов (мышление, восприятие).

В нашем отделении для работы с семьей ребенка с ДЦП мы используем такой метод как педагогическое сопровождение. Оно направлено на помощь ребенку, на усиление педагогических возможностей родителей, обучение родителей приемам и методам работы. Родители являются наиболее важным звеном в педагогическом сопровождении ребенка с ДЦП. Только семья может закрепить у ребенка те навыки, которых добились в процессе коррекционной работы с ним социальный педагог, психолог. Мать и другие члены семьи должны стремиться овладеть теми знаниями и простейшими навыками коррекционно-развивающей работы, которые помогут их ребенку добиться максимальных успехов в своем развитии.
Начинать занятия с ребенком нужно со стимуляции эмоционального общения, формирования "комплекса оживления". Мы обращались к ребенку ласково по имени, стремясь удержать взгляд ребенка на своем лице. Постепенно при виде лица взрослого или игрушки у ребенка будут появляться улыбка, смех, "комплекс оживления", различные голосовые реакции. В дальнейшем у ребенка формируется понятие о себе (своего "Я"). Нужно учить ребенка в ответ на вопрос "Где наша девочка Маша?" показывать на себя и по возможности называть свое имя. Если ребенок никак не действует, можно ласково сказать "Вот наша Машенька! Какая ты красивая!", погладить ее по голове, при этом рука ребенка должна показывать на себя (можно пассивно).
В развитии зрительного восприятия вначале мы добиваемся того, чтобы ребенок увидел и сосредоточился на предмете, а затем проследил за ним вправо-влево. Формируем плавность прослеживания за движущимся предметом.
С полутора лет ребенок уже может различать предметы по величине, форме и цвету. Задача взрослых подобрать для этого достаточное количество разнообразных игрушек и занимательных упражнений.
Для развития слухового восприятия ребенку предлагаются игрушки, различные по звучанию (громкие-тихие, высокие-низкие, пищащие, звенящие), а также различно интонируемый голос взрослого.
Коррекция нарушений тактильно-кинестетического восприятия начинается с массажа и пассивной гимнастики. Ребенок ощупывает различные материалы, поверхности, таким образом развивая тактильные ощущения.  На 3-м году жизни параллельно формируются знания о свойствах предметов. Например, можно дать ребенку пощупать вату ("Чувствуешь, вата мягкая?"), а потом кусок дерева ("Дерево твердое").
Формирование пространственных представлений начинается с развития представлений о схеме своего тела и расположении и перемещении тела в пространстве. Для формирования представлений о схеме тела используется зеркало, в котором ребенок видит свое отражение, его обучают названиям частей тела, понятиям "право2 - "лево". На следующем этапе эти упражнения выполняются на кукле, на картинке с изображением человека и т.д. Также ребенка обучают составлению разрезных картин из 2-х (затем из 3-х) частей, составлению сюжетных картинок из кубиков с частями изображения, построению геометрических форм и предметных изображений из палочек.
Ребенка необходимо обучать пониманию обращенной речи, для этого выполняются следующие упражнения:
" называть ребенку игрушки, окружающие предметы и людей, и просить его найти их по слову взрослого;
" называть ребенку простые движения (до свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на, возьми, дай ручку) и выполнение этих движений по просьбе взрослого;
" включение ребенка в игру со взрослым (прятки, ку-ку, забодаю, ой, боюсь).
При формировании манипуляций ребенка учат сжимать и разжимать пищащие резиновые игрушки, размахивать звенящими погремушками, раскачивать подвешенные игрушки, катить мячи или шары. Детей обучают снимать и надевать кольца со стержня пирамидки, открывать и закрывать крышкой коробки или кастрюли, стучать молотком; бить по барабану; дуть в дудочку, катить и бросать мяч, открывать и закрывать части складной матрешки и т.д. Для обучения предметно - игровым манипуляциям в ходе игры взрослый может предложить покормить куклу, уложить ее спать, либо построить дорогу и покатать машину. Для таких игр используется наборы посуды, куклы, мягкие игрушки, деревянный конструктор.
Важным является стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности ребенка. Стимулируется произнесение лепетных слов. Нужно стараться, чтобы произнесение лепетных слов было не формальным, а осознанным. Необходимо подбирать слова, доступные ребенку по звуко-слоговому составу ("мама", "папа", "баба", "дядя", "Тата", "Вава"). Также стимулируется произнесение различных звукоподражаний ("би-би", "га-га", "ко-ко", "ква-ква", "му-му"), которые соотносятся с игрушками, предметами, животными. В процессе работы мы активно используем различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождают действия ребенка и взрослого, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувств ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом, их обозначающим. Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности мы используем игры со стихами, сопровождающиеся одновременным выполнением движений (сначала пассивным, затем пассивно-активным и, наконец, активным).
Необходимо тренировать функцию хватания, начиная с периода новорожденности. Сначала ребенку вкладывают в руку игрушки, помогают поднести их ко рту. Предметы, вкладываемые в руку ребенка, должны быть различными по форме, величине, весу, фактуре, температуре. Нужно следить за тем, чтобы ребенок схватывал предмет не мизинцем и безымянным пальцем, а с участием большого, указательного и среднего пальцев. Важно обучать ребенка не только захвату предмета, но и его высвобождению (отпусканию). Дальнейшее развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук предполагает формирование манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук. Ребенка побуждают брать (хватать) игрушки из разных положений - снизу, сверху, сбоку от него, перекладывать в коробочки, мешочки.
Комплексные, систематические и адекватные занятия с детьми с ДЦП позволяют достичь заметных результатов. Причем, чем занятия начинаются раньше, тем они более эффективны. Следует отметить, что к процессу педагогического сопровождения детей с ДЦП должны быть подключены не только врачи, педагоги, массажисты, но и в первую очередь семья. А ведь только родители могут терпеливо и кропотливо вести тяжелую ежедневную работу, вырабатывая у своего ребенка ту или иную функцию.

 

 

МИМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Познавательное развитие ребенка базируется на его чувствах. При этом эмоции отражают заинтересованность малыша и влияют на его познавательную активность. Так, отрицательные переживания нежелание изучать окружающий мир, а положительные эмоции наоборот – способствуют активизации познавательного интереса ребенка.

Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача близких ребенка – помочь ребенку научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать.

 

Именно поэтому для маленьких детей большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:

познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;

развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;

усилить глубину и устойчивость чувств;

разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Рассмотрим ряд игровых ситуаций при проведении мимической гимнастики.

Игра 1. "Веселые мартышки".

Задачи игры:

развитие подражательной способности;

эмоциональная разгрузка от излишних переживаний, проявление веселья и радости.

Ход игры:

Взрослый, читая стихотворение, сопровождает свои слова движениями. Дети за ним повторяют.

Стихотворение:

Мы – веселые мартышки.
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,




Хлопают в ладоши.

Мы ногами топаем,


Топают ногами.

Надуваем щечки,


Надувают щеки.

Скачем на носочках.


Прыгают на носочках.

И друг другу, даже,
Язычки покажем.



Показывают языки.

Дружно прыгнем к потолку,


Прыжок.

Пальчик поднесем к виску.


Крутят пальцем у виска.

Оттопырим ушки,


Руками оттопыривают уши.

Хвостик на макушке.


Помахать рукой у макушки.

Шире рот откроем,


Открывают рот.

Гримасы все состроим.


Делают любые гримасы.

Как скажу я цифру "три",
Все с гримасами - замри.



Замирают с гримасой.

Можно сфотографировать лицо каждого ребенка. Потом посмеяться всем вместе. Поговорить, кто, какую и зачем состроил такую гримасу.

Игра 2.

Задачи игры:

познать сущность эмоциональных состояний.

Оборудование и материалы:

Три прозрачных стакана с водой, кусок грязи или глины, блестки рассыпчатые (например, для ногтей), игрушка Би-Ба-Бо (на руку).

Ход игры:

Проводится веселая и наглядная беседа:

Взрослый:

Это кто?

Показывает игрушку.

Ребенок:

Белочка Дуня.


Взрослый:

Привет-привет.

Здоровается за белочку.

Ребенок:

Привет.


Взрослый:

Посмотри, какая сегодня Дуня спокойная, у нее все хорошо. Настроение у нее хорошее, похоже на чистую воду. Мысли у нее ясные, ее ничего не беспокоит.

Показывает стакан с водой.

Ребенок:

Да.


Взрослый:

А вчера Дуня была на каруселях и в аквапарке. Ей было очень весело.
Вот так.

В другой стакан с водой бросает блестки и перемешивает их.

Ребенок:

Да.

Помогает с блестками.

Взрослый:

А иногда она бывает грустной, когда ее кто-то обидел. И мысли ее становятся такими же грустными.

В другой стакан с водой бросает грязь и перемешивает.

Ребенок:

Да

Ребенок помогает.

Взрослый:

А какое у тебя сейчас настроение. Покажи.

Предлагает стакан ребенку с чистой водой, блестки и грязь.

Ребенок:

Выполняет задание.


Взрослый:

Может помогать наводящими вопросами и подсказками.


Кроме развивающего, данное задание можно охарактеризовать, как диагностическое. Т.к. с его помощью всегда можно определить какое настроение у малыша.

Игра 3. "Мусорное ведро".

Задачи:

познать сущность эмоциональных состояний;

разгрузиться от излишних переживаний.

Оборудование и материалы:

Мусорное ведро, фломастеры, бумага.

Ход игры:

Ребенку предлагается нарисовать все плохое и выкинуть это, скомкав, в мусорное ведро. Можно рисовать: слезы, дождь, занозу, плохой сон, крик и прочие возможные переживания. Абстрактные понятия взрослый может помочь изобразить ребенку.

Данная игра является психокоррекционной, т.е. хорошо избавляет от страхов и других негативных переживаний.

Игра 4. "Жалеем".

Задачи:

познать сущность эмоциональных состояний;

развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций.

Оборудование и материалы:

Нарисованные буквы.

Ход игры:

Ребенку предлагаются по одной картинки с буквами. Каждая буква обсуждается:

Взрослый:

Посмотри, какая буква.
Она веселая?

Показывает букву А.

Ребенок:

Нет.


Взрослый:

А давай она будет радоваться.

Дорисовывает ей глазки и улыбающийся ротик.

Ребенок:

Давай.


Взрослый:

А покажи, как ты радуешься?


Ребенок:


Улыбается.

Взрослый:

А это, какая буква?

Показывает букву О.

Ребенок:

О.


Взрослый:

Посмотри, как она умеет удивляться.

Дорисовывает ей глаза.

Ребенок:

Да.


Взрослый:

А как ты умеешь удивляться?


Ребенок:


Удивляется.

Взрослый:

Молодец.


Кроме того, что с ребенком проигрываются эмоции, данное задание позволяет весело повторить буквы. При этом другим буквам могут быть характерны такие эмоции:

У – капризуля, упрямица;

И – плакса, всегда плачет;

Ы – страшилка, любит всех пугать;

Э – нехочуха, ничего не хочет, ни кушать, ни ногти подстригать.

В результате проведения предложенной мимической гимнастики дети учатся проявлению различных эмоций и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Все это помогает лучше познать себя и других и снять психическое напряжение.

Успехов Вам и малышу.

Зонтова Ольга Викторовна,

Санкт-Петербург

http://www.gold-child.ru/live/subscribe/


 
Еще статьи...
истории
наш адрес
войти



интересно
случайная новость

 

 90% людей сидят за компьютером сгорбившись и левой рукой подпирают голову.

 

 Чтобы улыбнуться, надо задействовать 40 мышц лица, а чтобы нажать на курок винтовки - всего 4.

  

 Менди. Традиционные рисунки хной.
Искусство Менди (mehndi) (или Механди - mehandi) это традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Менди - временный рисунок хной, сделанный на теле

анекдот